По датам

2011

2012

2013

2014

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Приказ департамента образования Кировской области от 28.04.2014 N 5-532 "Об утверждении модели региональной системы оценки качества образования"



ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ
от 28 апреля 2014 г. № 5-532

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МОДЕЛИ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
Список изменяющих документов
(в ред. приказа департамента образования Кировской области
от 27.01.2015 № 5-52)

На основании протокола заседания коллегии департамента образования Кировской области от 17.04.2014 № 1/1 приказываю:
1. Утвердить модель региональной системы оценки качества образования согласно приложению.
2. Кировскому областному государственному бюджетному учреждению "Центр оценки качества образования" разместить настоящий приказ на информационно-образовательном Интернет-портале Кировской области на странице "Региональная система оценки качества образования".
3. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя главы департамента образования Кировской области Измайлова А.М.

Глава
департамента образования
Кировской области
А.М.ЧУРИН





Утверждена
приказом
департамента образования
Кировской области
от 28 апреля 2014 г. № 5-532

МОДЕЛЬ
РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
Список изменяющих документов
(в ред. приказа департамента образования Кировской области
от 27.01.2015 № 5-52)

I. Общие положения

Настоящая модель региональной системы оценки качества образования (далее - РСОКО) устанавливает цели, задачи, организационную и функциональную структуру РСОКО на территории Кировской области.
РСОКО распространяется на организации, осуществляющие образовательную деятельность и реализующие образовательные программы дошкольного, общего, среднего профессионального образования, профессионального обучения и дополнительные образовательные программы (далее - образовательные организации).
РСОКО представляет собой целостную систему реализуемых на единой концептуально-методологической основе оценочных процедур по оценке индивидуальных достижений обучающихся, результатов деятельности педагогических работников, образовательных организаций, эффективности региональной и муниципальных образовательных систем.
РСОКО спроектирована с учетом следующих понятий и терминов:
Качество образования - комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающихся, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы.
Оценка качества образования - деятельность, результатом которой является установление степени соответствия измеряемых образовательных результатов и ресурсного обеспечения образовательного процесса, индивидуальных образовательных достижений обучающихся нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям, направленная на определение состояния региональной системы образования и динамики ее развития.
Федеральный государственный образовательный стандарт (далее - ФГОС) - совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
Педагогические работники - физические лица, которые состоят в трудовых, служебных отношениях с образовательной организацией и выполняют обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности.
Обучающиеся - физические лица, осваивающие образовательную программу.
Критерии - признаки, на основании которых производится оценка (доступность, качество, эффективность).
Показатели - количественная характеристика свойств оцениваемого объекта или процесса.
Экспертиза - всестороннее изучение состояния образовательных процессов, условий и результатов образовательной деятельности.
Измерение - оценка уровня образовательных достижений с помощью контрольных измерительных материалов (традиционных контрольных работ, тестов, анкет и др.), имеющих стандартизированную форму и содержание которых соответствует реализуемым образовательным программам.
РСОКО создается с целью совершенствования системы управления качеством образования в Кировской области, обеспечения участников образовательных отношений и общества в целом объективной и достоверной информацией о качестве образования, состоянии системы образования на различных уровнях, тенденциях ее развития и рассматривается как составная часть общероссийской системы оценки качества образования.
Основными задачами РСОКО являются:
формирование единого концептуально-методологического понимания проблем качества образования, факторов, влияющих на повышение качества образования, и подходов к его измерению;
формирование комплекса измерителей, позволяющего получить достоверную информацию о качестве образования, изучение и внедрение современных технологий оценки качества образования, обеспечение современного уровня надежности и технологичности процедур контроля и оценки качества образования;
обеспечение открытости и доступности проводимых по оценке качества образования процедур;
создание системы независимой внешней оценки качества образования с участием общественных институтов;
обеспечение повышения квалификации кадров системы образования в области педагогических измерений, анализа и использования результатов оценочных процедур.
Функционирование РСОКО предполагает разделение полномочий между субъектами РСОКО:
Департамент образования Кировской области формирует единые концептуальные подходы к оценке качества образования, обеспечивает реализацию процедур контроля и внешней оценки качества образования на региональном уровне, координирует работу различных структур, деятельность которых непосредственно связана с вопросами оценки качества образования, определяет состояние и тенденции развития региональной системы образования, на основе которых принимаются управленческие решения по совершенствованию качества образования в регионе, контролирует работу по функционированию РСОКО.
Органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, обеспечивают проведение процедур в рамках внешней оценки качества образования на муниципальном уровне и осуществляют самооценку муниципальной образовательной системы, предполагающую процедуру оценки состояния различных ее элементов.
Образовательные организации самостоятельно организуют и проводят внутреннюю оценку качества образования на уровне образовательной организации и создают условия для проведения в образовательной организации процедур внешней (независимой) оценки качества образования.
Кировское областное государственное бюджетное учреждение "Центр оценки качества образования" осуществляет организационно-технологическое сопровождение функционирования РСОКО, разработки, формирования и апробации измерительных материалов для оценки качества образования, инструктивно-методическое обеспечение процедур оценки качества образования, информационное обеспечение функционирования РСОКО, организацию сбора, хранения, обработки и интерпретации информации о качестве образования в регионе.
Кировское областное государственное образовательное автономное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) "Институт развития образования Кировской области" осуществляет подготовку экспертов по оценке качества образования, повышение квалификации руководящих и педагогических работников, научно-методическое сопровождение процедур оценки качества образования и разработку аналитических материалов по функционированию РСОКО.
Принципами функционирования РСОКО являются:
объективность оценки качества образования;
реалистичность требований, норм и показателей качества образования, их социальная и личностная значимость;
возрастно-психологическая адекватность оценочных процедур и показателей качества;
учет этнокультурных особенностей региона;
открытость и прозрачность процедур оценки качества образования;
открытость и доступность информации о состоянии и качестве образования;
гласность при обсуждении процедур, технологий и результатов оценки качества образования;
соблюдение традиций и преемственности в образовательной политике российской системы образования.
Создание РСОКО способствует:
обеспечению единого образовательного пространства;
повышению уровня информированности потребителей образовательных услуг;
созданию инструментов общественного участия в управлении социально-образовательной средой;
принятию обоснованных управленческих решений органами, осуществляющими управление в сфере образования, различных уровней.
РСОКО позволяет:
определять динамику развития региональной и муниципальных образовательных систем, отдельной образовательной организации, оценивать их эффективность и прогнозировать их развитие с учетом социально-экономических приоритетов;
определять вклад отдельных уровней в интегральный результат;
устанавливать полноту выполнения требований и запросов заказчиков, потребителей;
проводить сопоставления по качеству на региональном, муниципальном и институциональном уровнях;
реализовывать контроль соответствия основных параметров образовательной деятельности имеющимся стандартам и нормам.

II. Структура РСОКО

Выбор модели РСОКО определяется современными научными представлениями, законодательно установленными требованиями и нормами, устоявшимися традициями и целевыми установками в сфере оценки качества образования (приложение № 1).
РСОКО предполагает проведение процедур контроля и оценки качества образования:
Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам и уровням образования, по профессиям, специальностям, по подвидам дополнительного образования.
Государственная аккредитация образовательной деятельности проводится по основным образовательным программам, реализуемым в соответствии с ФГОС, за исключением образовательных программ дошкольного образования, с целью подтверждения соответствия ФГОС образовательной деятельности по основным образовательным программам и подготовки обучающихся в образовательных организациях.
Государственный контроль (надзор) в сфере образования включает в себя:
федеральный государственный контроль качества образования, обеспечивающий оценку соответствия образовательной деятельности и подготовки обучающихся в образовательной организации по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам требованиям ФГОС, посредством организации и проведения проверок качества образования и принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и устранению выявленных нарушений требований ФГОС;
федеральный государственный надзор в сфере образования, направленный на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, и образовательными организациями требований законодательства об образовании, посредством организации и проведения проверок, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений таких требований.
Государственная итоговая аттестация обучающихся как форма оценки степени и уровня освоения обучающимися образовательной программы проводится на основе принципов объективности и независимости оценки качества подготовки обучающихся и в целях определения соответствия результатов освоения обучающимися основных образовательных программ соответствующим требованиям ФГОС.
Независимая система оценки качества работы образовательных организаций осуществляется с участием и на основе мнения общественных организаций, профессиональных сообществ, средств массовой информации и иных экспертов в целях повышения качества работы образовательных организаций и включает в себя обеспечение достоверной информацией потребителей услуг и иных заинтересованных лиц (структур) о порядке предоставления образовательной организацией образовательных услуг, в том числе в электронной форме, а также формирование результатов независимой оценки качества работы образовательных организаций и рейтингов их деятельности.
Международные сопоставительные исследования качества образования обеспечивают оценку качества математического и естественно-научного образования (TIMSS), чтения и понимания текста (PIRLS), образовательных достижений учащихся (PISA) и др.
Оценка готовности образовательных организаций к новому учебному году осуществляется ежегодно комиссиями, созданными учредителями образовательных организаций, с включением в их состав по согласованию представителей департамента образования Кировской области, органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, образовательных организаций, МЧС России, МВД России, ФСБ России и Роспотребнадзора.
Исследования уровня удовлетворенности населения качеством предоставляемого образования осуществляются с целью оценки удовлетворенности потребителей услуг образовательных организаций разными качественно-количественными характеристиками (условиями обучения, педагогическим составом, состоянием материально-технической базы, выполнением требований пожарной безопасности, соответствием помещений санитарным требованиям и др.) и позволяют выявить основные причины неудовлетворенности населения качеством образовательных услуг и спланировать мероприятия по улучшению показателей удовлетворенности.
Аттестация педагогических работников проводится в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности и по желанию педагогических работников в целях установления квалификационной категории.
Оценка результатов освоения образовательной программы на региональном и институциональном уровне проводится для получения достоверной информации об индивидуальных учебных и внеучебных достижениях обучающихся, в том числе личностных, предметных и метапредметных результатах освоения образовательных программ в ходе проведения внутренней и внешней (независимой) оценки качества образования в образовательной организации.
Мониторинг в системе образования включает систематическое стандартизированное наблюдение за состоянием образования и динамикой изменений его результатов, условиями осуществления образовательной деятельности, контингентом обучающихся, учебными и внеучебными достижениями обучающихся, состоянием сети образовательных организаций.
Самообследование проводится для оценки образовательной деятельности, системы управления образовательной организации, содержания и качества подготовки обучающихся, организации учебного процесса, востребованности выпускников, качества кадрового, учебно-методического, библиотечно-информационного обеспечения, материально-технической базы, функционирования внутренней системы оценки качества образования, а также анализа показателей деятельности образовательной организации.
Объектами оценки качества образования являются:
образовательные организации;
образовательные программы, включая образовательные программы, для которых не предусмотрены ФГОС;
индивидуальные достижения обучающихся;
деятельность педагогических работников.
При проведении процедур РСОКО оценивается:
качество условий осуществления образовательного процесса;
качество образовательных программ;
качество освоения образовательных программ обучающимися;
качество работы педагогических работников.
Оценочная деятельность осуществляется в отношении основных элементов качества образования: условий, процессов и результатов (приложение № 2).
РСОКО представляет собой трехуровневую структуру, включающую в себя:
региональный уровень;
муниципальный уровень;
уровень образовательной организации (приложение № 3).
В рамках РСОКО осуществляется внутренняя и внешняя, в том числе независимая, оценка качества образования (приложение № 4).
С целью обеспечения гласности и прозрачности процедур оценивания для участия в проведении независимой оценки могут привлекаться представители общественных институтов и профессиональных объединений.
Внешняя оценка качества образования предусматривается со стороны государства, общественных организаций, населения и проводится на региональном и муниципальном уровнях.
Государственная регламентация образовательной деятельности направлена на установление единых требований осуществления образовательной деятельности и процедур, связанных с установлением и проверкой соблюдения образовательными организациями этих требований.
Общественные организации, работодатели, образовательные сообщества принимают участие в оценке качества образования, в том числе на основе доступной информации, размещенной на официальных сайтах образовательных организаций в сети Интернет, и принимают участие в оценке уровня образованности населения, доступности образования для каждого жителя страны, региона, территории (финансовая, территориальная и т.д.) по всем уровням образования, влияния образования на занятость населения, развитие гражданского общества, снижение социальной напряженности, количество правонарушений и т.д.
Население выражает свое мнение в части удовлетворенности условиями обучения - комфортность, личная безопасность и т.д.; состоянием материально-технической базы; уровнем капитализации полученного образования, выражающимся в повышении личных доходов, социального статуса человека, и др.
На региональном уровне осуществляется оценка качества образования, индивидуальных достижений учащихся, эффективности деятельности образовательных организаций, региональной и муниципальных образовательных систем с использованием результатов различных процедур оценки качества образования и данных государственной статистики.
Предметом оценки качества образования на муниципальном уровне выступают условия реализации образовательных программ в муниципальных образовательных организациях; эффективность деятельности руководителей подведомственных образовательных организаций; эффективность выполнения образовательными организациями муниципальных заданий; качество работы сайтов образовательных организаций и др. Органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, обеспечивают информационно-методическое, техническое сопровождение внешней оценки качества образования, проводимой на муниципальном уровне, а также организацию диагностических и мониторинговых исследований в подведомственных муниципальных образовательных организациях.
Внутренняя оценка качества образования предполагает проведение процедур по оценке качества образования образовательными организациями самостоятельно.
Образовательные организации проводят самообследование и обеспечивают функционирование внутренней системы оценки качества образования (далее - ВСОКО).
ВСОКО нацелена на выявление степени соответствия требованиям ФГОС деятельности образовательной организации (при их наличии) и строится с учетом трех основных составляющих образовательного процесса: организация и осуществление образовательного процесса; ресурсное обеспечение реализации основной образовательной программы; достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы.
Образовательная организация планирует и проводит текущий контроль учебных достижений обучающихся, промежуточную аттестацию обучающихся, осуществляет комплексный подход к выявлению реальных результатов освоения образовательных программ путем проведения специальных диагностических, социально-педагогических и социологических исследований, итоговой аттестации обучающихся, организации мониторинговых исследований, проведения экспертизы достижений обучающихся и пр.
Внутренняя оценка осуществляется субъектами ВСОКО - обучающимися, педагогическими и руководящими работниками образовательной организации, родителями (законными представителями) обучающихся.
Обучающиеся осуществляют самооценку, самоанализ (рефлексию) и взаимооценку.
Педагогическими и руководящими работниками проводится стартовая и текущая диагностика, оценка образовательных достижений на рубежных этапах обучения с определением индивидуального прогресса и при необходимости диагностика проблем в образовании.
Родители (законные представители) обучающихся принимают участие в оценке качества образования в части удовлетворенности/неудовлетворенности получаемым или полученным образованием.
Данные, полученные в ходе внутренних оценочных процедур, используются образовательной организацией для выработки оперативных решений и лежат в основе управления качеством образования.
Внутренняя оценка, фиксирующая динамику образовательных достижений обучающихся, строится на той же содержательной и критериальной основе, что и внешняя - на основе планируемых результатов освоения образовательных программ (приложение № 5).
Потребителями результатов деятельности РСОКО являются субъекты, заинтересованные в использовании РСОКО как источника объективной и достоверной информации о качестве образовательных услуг.
Среди групп потребителей выделяются государство (органы законодательной, исполнительной, судебной власти), производство (государственные и бизнес-структуры, представляющие как отдельные предприятия, так и их различные объединения, а также предприятия, организации и учреждения социальной, культурной сферы и т.д.), общество (политические партии, общественные ассоциации, религиозные организации и др.), личность (отдельные граждане, интересы которых могут быть представлены также семьей, производством (работодателями) и государством), сама система образования (образовательные организации, их сети и органы, осуществляющие управление в сфере образования).
Логика функционирования РСОКО строится от запросов заказчиков и потребителей, постановки целей и задач оценки, определения субъектов и объектов оценки, выбора процедур, определения показателей и индикаторов до проведения оценки, интерпретации полученных результатов для принятия управленческих решений, направленных на повышение качества образования (приложение № 6).
При оценке качества образования в рамках РСОКО основными методами установления фактических значений показателей являются экспертиза и измерение, технология процедуры которой определяется видом избранных контрольных измерительных материалов и способом их применения.

III. Обеспечение функционирования РСОКО

РСОКО является динамично развивающейся системой, которая предполагает поэтапное введение комплексной оценки условий и результатов деятельности образовательных организаций различного типа.
Поэтапно, по мере готовности образовательных организаций разного типа к проведению процедур РСОКО, субъектами РСОКО обеспечивается разработка методических, организационных, иных материалов по системе оценки качества образования определенного уровня (направленности), перечня показателей качества образования и т.д. (приложения № 7, № 8, № 9).
Ресурсная составляющая РСОКО включает нормативно-правовое, кадровое, научно-методическое, материально-техническое, финансовое и информационное обеспечение.
Нормативно-правовое обеспечение РСОКО представляет собой единый для всего региона комплекс нормативных документов, регламентирующих нормы и правила функционирования РСОКО и обеспечивающих взаимосвязь между всеми ее элементами.
Нормативно-правовая база может включать в себя разграничение полномочий между региональным, муниципальным уровнями и уровнем образовательной организации в вопросах оценки качества образования; статус и полномочия организаций, осуществляющих оценку качества образования; порядок оценки качества образования (процедуру и технологию); порядок сбора, обработки, систематизации, хранения и публикации данных о качестве образования; порядок разработки, апробации и сертификации измерительных материалов; порядок информирования потребителей образовательных услуг о состоянии качества образования разных уровней и др.
Кадровое обеспечение РСОКО и повышение квалификации экспертов по оценке качества образования осуществляются образовательными организациями дополнительного профессионального образования.
Научно-методическое обеспечение функционирования РСОКО осуществляется на систематической основе через проведение специалистами в сфере оценки качества образования консультаций, творческих лабораторий, разработку необходимых методических и иных материалов для организованного проведения процедур оценки качества образования, издание аналитических сборников по результатам оценки и др.
Материально-техническое обеспечение заключается в создании необходимых технических условий для проведения процедур РСОКО на всех уровнях.
Финансовое обеспечение РСОКО осуществляется за счет бюджетных средств в рамках текущего финансирования субъектов РСОКО.
Информационное сопровождение РСОКО предназначено для широкого информирования потребителей образовательных услуг, иных заинтересованных лиц (структур), общественности о ходе и результатах проведения оценочных процедур, качестве образования и обеспечивается посредством публикаций, аналитических докладов о состоянии качества образования в регионе, размещения материалов в средствах массовой информации, функционирования постоянно действующей на информационно-образовательном Интернет-портале Кировской области страницы "РСОКО", отражающей нормативную составляющую РСОКО, информацию об оценочных процедурах, технологии и инструментарии их проведения, полученных результатах и др.





Приложение № 1

СХЕМА
МОДЕЛИ РСОКО


Процедуры контроля Запросы государства, личности, семьи,
и оценки качества структур гражданского общества,
образования работодателей, общественности

Лицензирование. /\
Государственная \/
аккредитация.
Государственный Субъекты РСОКО
контроль (надзор).
ГИА. Объекты оценки Департамент
Независимая образования
оценка Образовательные
качества работы организации.
образовательных Образовательные КОГБУ ЦОКО
организаций. программы.
Международные Индивидуальные
сопоставительные < достижения < КОГОАУ ДПО Обществен-
исследования. обучающихся. (ПК) ИРО ность,
Оценка готовности Деятельность профессио-
образовательных педагогических нальные
организаций работников Органы местного объедине-
к учебному году. самоуправления, ния
Исследования В аспектах осуществляющие
уровня качества управление
удовлетворенности в сфере
населения. Условия. образования
Аттестация Процессы.
педагогических Результаты
работников. Образовательные
Оценка результатов организации
освоения
образовательной
программы
на региональном и
институциональном
уровне.
Мониторинг. > Продукты РСОКО, предъявляемые
Самообследование заказчикам и потребителям услуг







Приложение № 2

ОБЪЕКТЫ
ОЦЕНКИ СУБЪЕКТОВ

Субъекты РСОКО
Процедуры
Лицензирование
Государственная аккредитация
Государственный контроль (надзор)
ГИА
Независимая оценка качества работы образовательных организаций
Международные сопоставительные исследования
Мониторинг
Оценка результатов освоения образовательной программы
Оценка готовности образовательных организаций к учебному году
Исследования уровня удовлетворенности населения
Аттестация педагогических работников
Самообследование
Департамент образования Кировской области
У
П, Р
У, П, Р





У
У, П, Р
П, Р

КОГБУ ЦОКО

Р
Р
Р

Р
У, П, Р
Р


У

КОГОАУ ДПО (ПК) "ИРО Кировской области"






У, П, Р



У, П, Р

Органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования






У

У



Образовательная организация






У, П, Р
Р


У, П, Р
У, П, Р
Общественные и профессиональные объединения




У, П, Р


Р




Родительская общественность




У, П, Р


Р

У, П, Р



У - условия.
П - процессы.
Р - результаты.





Приложение № 3

УРОВНЕВАЯ МОДЕЛЬ
РСОКО


> Запросы заказчиков и потребителей услуг <

Субъекты оценки Объекты оценки

РЕГИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

> Департамент Общественность > Объекты оценки
образования и профобъединения > в аспектах качества
Кировской области
Инструменты
оценки
\/
\/
Процедуры контроля
МУНИЦИПАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ и оценки качества
образования
> Органы местного Общественность >
самоуправления и профобъединения



\/ Результаты
оценки
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

> Образовательные Общественность >
организации и профобъединения


\/

Продукты РСОКО, предъявляемые заказчикам и потребителям услуг


\/


Управленческие решения Общественное мнение о качестве
на основе результатов процедур образования, предъявляемом системой
образования. Общественное признание







Приложение № 4

МАТРИЦА
ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РСОКО


Внутренняя система оценки качества образования
Внешняя система оценки качества образования
Государственная
Независимая (общественная)
Заказчики
- образовательная организация;
- педагогические работники
- государство (органы законодательной, исполнительной, судебной власти);
- государственные структуры;
- органы, осуществляющие управление в сфере образования
общественность, профессиональные объединения (юридические лица, физические лица)
Субъекты оценки
- обучающиеся;
- педагогические и руководящие работники;
- родители (законные представители)
- департамент образования Кировской области;
- КОГБУ ЦОКО;
- КОГОАУ ДПО (ПК) ИРО Кировской области;
- органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования
общественность, профессиональные объединения (юридические лица, индивидуальные предприниматели)
Объекты оценки в аспектах качества
- условия осуществления образовательного процесса;
- образовательные программы;
- результаты освоения обучающимися образовательных программ
- условия осуществления образовательного процесса;
- образовательные программы;
- результаты освоения обучающимися образовательных программ
- образовательные программы;
- условия осуществления образовательного процесса, сайты образовательных организаций и др.;
- результаты освоения обучающимися образовательных программ
Процедуры контроля и оценки качества образования
- самообследование (ежегодно);
- оценка результатов освоения образовательной программы;
- мониторинг;
- аттестация педагогических работников
- государственный контроль (надзор);
- лицензирование;
- государственная аккредитация;
- ГИА;
- международные сопоставительные исследования;
- мониторинг;
- оценка готовности образовательных организаций к учебному году;
- оценка результатов освоения учащимися образовательной программы;
- исследования уровня удовлетворенности населения;
- аттестация педагогических работников
- независимая оценка качества работы образовательных организаций;
- исследования уровня удовлетворенности населения
Продукты РСОКО
- отчет самообследования;
- публичные доклады и другие открытые данные;
- измерительные материалы
- измерительные материалы;
- массив данных, который формируется образовательными организациями;
- автоматизированная информационно-образовательная система;
- экспертные заключения и аналитические материалы;
- матрица управленческих решений
- публичные рейтинги образовательных организаций и образовательных программ;
- публичные доклады и другие открытые данные;
- измерительные материалы





Приложение № 5

МОДЕЛЬ
ОЦЕНКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ


\/


Дошкольное Начальное Основное Среднее Профессио- Дополни-
образование общее общее общее нальное тельное
образование образование образование образование образование



Экспертная > Оценка > Диаг- > Оценка > Оценка > Диагнос- > Диаг- > Госу- > Оценка
оценка готов- ности- качества учеб- тическое ности- дарст- социа-
наблюдений ности ческое началь- но-пред- тестиро- ческое венная лизации
за дейст- перво- тести- ного метных вание. тести- итоговая выпуск-
виями клас- рова- образо- компе- Монито- рова- аттес- ников
детей сников ние вания в тенций ринг ние тация
в реальных к школе соответ- обучаю- социали-
видах дея- ствии с щихся 7, зации.
тельности ФГОС 9-х Государ-
классов ственная
итоговая
аттеста-
ция



\/ \/ \/ \/ \/ \/

Комплексная оценка индивидуального прогресса и внеучебных достижений обучающихся

/\ /\ /\


Оценка внеучебных достижений > Оценка результатов олимпиад, конкурсов, конференций > Портфолио




Анализ результатов, выявление положительной и отрицательной динамики, определение проблем <
и путей их решения, принятие управленческих решений, направленных на повышение качества образования






Приложение № 6

ЛОГИКА
РСОКО


> Запросы заказчиков и потребителей

\/

Принятие управленческих решений Анализ проблем. Постановка целей
и задач оценки
/\

\/

Обработка и интерпретация Определение объектов и субъектов
результатов оценки оценки

/\
\/

Проведение оценки Определение индикаторов, критериев,
показателей оценки
/\


Выбор процедур оценки <






Приложение № 7

СИСТЕМА
ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Система оценки качества образования в начальной школе создается в соответствии с требованиями ФГОС НОО, который рекомендует оценивать не только предметные, но и метапредметные и личностные результаты обучения, при этом использовать разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценку, наблюдения и др.). Планируемые результаты освоения основной образовательной программы являются содержательной и критериальной основой для системы оценки учебных результатов, в том числе проводящейся в классе.
Новый подход к оцениванию, разработанный для реализации требований ФГОС, устраняет дефициты действующей сегодня традиционной системы и полностью меняет сложившуюся практику. Новыми оценочными инструментами становятся: портфолио ученика, листы наблюдений, карта индивидуального развития ребенка, которая демонстрирует прогресс в определенном предмете и в освоении ключевых учебных умений.
Первичную карту индивидуального развития школьник получает в первом классе по итогам мониторинга оценки уровня готовности первоклассников к обучению в школе. Формально это направление не имеет отношения к оценке индивидуального прогресса достижений школьников, а является стартовой диагностикой, но без результатов этого мониторинга нельзя говорить об управлении качеством образования в начальной школе. Цели и задачи мониторинга готовности первоклассников: выявление реального уровня подготовки детей к школе; предоставление учителям, психологам и родителям качественного инструментария; ранняя диагностика и возможность оказания своевременной помощи каждому ребенку. По итогам мониторинга проводится целенаправленная работа по повышению уровня развития компетенций детей с целью успешного обучения в начальной школе, разрабатываются программы индивидуальной работы с отдельными категориями обучающихся, выстраиваются индивидуальные образовательные траектории, разрабатываются соответствующие рекомендации учителям, обучающимся и их родителям (законным представителям).
Результаты оценки готовности первоклассников к обучению в школе могут также использоваться дошкольными образовательными организациями для корректировки образовательных программ.
Для отслеживания исполнения требований ФГОС вводится региональный мониторинг оценки качества начального общего образования на инструментарии оценки предметных, метапредметных и личностных результатов, целью мониторинга является оценка уровня готовности выпускников начальной школы (4 классы) к обучению в основной школе и определение уровня сформированности универсальных учебных действий.
Для успешного обучения детей в старшей школе недостаточно освоения в основной школе только предметных знаний. Помимо продолжения работ по развитию общеучебных компетенций в основной школе, необходимо формировать и другие компетенции, связанные со способностью использования знаний, умений и навыков, полученных в школе за пределами школьных сюжетов, в новой ситуации. Далее, в связи с переходом старшей школы на профильное обучение, необходимо уже в основной школе ставить навыки, связанные с построением собственной образовательной траектории, создавая для этого соответствующие условия.
Результаты оценки служат основой для принятия таких управленческих решений, как планирование индивидуальной работы по ликвидации отставаний детей и по повышению читательской грамотности, внедрению индивидуальных программ обучения, которые позволят повысить качество образования в целом.
Введение на уровне региона оценки качества подготовки обучающихся в 5 - 9 классах повысит уровень учебно-предметных компетенций обучающихся, активизирует работу учителей и методических служб по использованию надежного инструментария оценки для получения достоверных результатов.
Завершающим этапом обучения на ступени основной школы является государственная итоговая аттестации выпускников 9 классов.
В основной и старшей школе инструментом оценки является комплексный портфолио, который фиксирует не столько школьные успехи обучающегося, сколько результаты его внеучебной деятельности, и направлен на планирование собственной образовательной траектории и выбор профессии. Портфолио выпускника - реестр олимпиад, конференций, конкурсов, соревнований.
Основной формой государственной итоговой аттестации выпускников 11 (12) классов является ЕГЭ. В системе образования появилась возможность объективного сравнения академических результатов обучения (основной составляющей качества образования) в разных территориях и образовательных организациях; возможность отслеживать результаты одной образовательной организации или территории в динамике; действенный инструмент не административного управления качеством образования - система образования будет самостоятельно стремиться удовлетворить требованиям, предъявляемым к результату. Результаты, показанные выпускниками школы на государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ, позволяют дать оценку деятельности системы образования, особенностям организации образовательного процесса, качеству предоставляемой образовательной услуги, что крайне важно для планирования шага развития. Система показателей результатов итоговой оценки, используемая в данной модели, встраивается в систему ключевых индикаторов для задач управления качеством образования на всех уровнях управления сферы образования региона.





Приложение № 8

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ
КАЧЕСТВА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Список изменяющих документов
(в ред. приказа департамента образования Кировской области
от 27.01.2015 № 5-52)

Региональные показатели качества общего образования (далее - РПКОО) разработаны с целью получения достоверной информации о качестве общего образования в Кировской области.
РПКОО разработаны с учетом:
отдельных показателей, используемых на федеральном уровне, с целью выявления места Кировской области по отдельным показателям качества общего образования на уровне Российской Федерации;
возможности их использования при формировании муниципальной системы оценки качества общего образования и внутренней системы оценки качества общего образования в общеобразовательной организации.
Результаты РПКОО:
собираются и обобщаются КОГБУ ЦОКО один раз в год в срок до 1 ноября за предыдущий учебный год;
(в ред. приказа департамента образования Кировской области от 27.01.2015 № 5-52)
используются при анализе субъектами РСОКО деятельности за прошедший учебный (календарный) год, при планировании работы на предстоящий учебный (календарный) год и подготовке докладов, информационных материалов в части качества общего образования;
используются в управлении общим образованием (при принятии субъектами РСОКО управленческих решений, направленных на повышение качества общего образования: по вопросам целесообразности оптимизации сети общеобразовательных организаций; реализации образовательных программ общего образования с применением сетевой формы, дистанционных образовательных технологий и электронного обучения; по вопросам повышения квалификации педагогических и руководящих работников; корректировки основных общеобразовательных программ; сбора и распространения лучших педагогических практик и другими вопросам).
РПКОО включают в себя:
показатели качества условий осуществления образовательного процесса;
показатели качества образовательных программ;
показатели качества индивидуальных образовательных достижений обучающихся.

N
Наименование показателя
Ответственный
1.
Показатели качества условий осуществления образовательного процесса
1.1.
Удельный вес общеобразовательных организаций, имеющих к 1 сентября подписанный членами комиссии акт приемки общеобразовательной организации к новому учебному году, в общем количестве общеобразовательных организаций
Отдел мониторинга материальной базы и имущественных отношений департамента образования Кировской области
(в ред. приказа департамента образования Кировской области от 27.01.2015 № 5-52)
1.2.
Удельный вес общеобразовательных организаций, получивших (переоформивших) лицензию в период с 1 сентября по 31 августа, в общем количестве общеобразовательных организаций, заявившихся на лицензирование образовательной деятельности в указанный период
Управление надзора и контроля департамента образования Кировской области
(в ред. приказа департамента образования Кировской области от 27.01.2015 № 5-52)
1.3.
Удельный вес общеобразовательных организаций, у которых не выявлено нарушений по результатам проверок в период с 1 сентября по 31 августа, в общем количестве общеобразовательных организаций, проверенных управлением надзора и контроля департамента образования Кировской области в указанный период
Управление надзора и контроля департамента образования Кировской области
(в ред. приказа департамента образования Кировской области от 27.01.2015 № 5-52)
2.
Показатели качества образовательных программ
2.1.
Удельный вес общеобразовательных организаций, получивших государственную аккредитацию в период с 1 сентября по 31 августа, в общем количестве общеобразовательных организаций, прошедших процедуру государственной аккредитации в указанный период
Управление надзора и контроля департамента образования Кировской области
(в ред. приказа департамента образования Кировской области от 27.01.2015 № 5-52)
2.2.
Удельный вес обучающихся общеобразовательных организаций, подготовка которых соответствует требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, от общего числа обучающихся, участвующих в процедурах внешней оценки качества образования в текущем учебном году
Управление надзора и контроля департамента образования Кировской области
3.
Показатели качества индивидуальных образовательных достижений обучающихся
3.1.
Удельный вес выпускников 11 (12) классов общеобразовательных организаций, сдавших ЕГЭ по обязательным предметам, в общей численности выпускников 11 (12) классов общеобразовательных организаций, участвовавших в ЕГЭ по обязательным предметам
КОГБУ "Центр оценки качества образования"
3.2.
Отношение среднего балла ЕГЭ (в расчете на один предмет) в 10% школ с лучшими результатами ЕГЭ к среднему баллу ЕГЭ (в расчете на один предмет) в 10% школ с худшими результатами ЕГЭ
КОГБУ "Центр оценки качества образования"
3.3.
Удельный вес выпускников 11 классов дневных общеобразовательных организаций, получивших аттестат о среднем общем образовании с отличием, в общей численности выпускников 11 классов дневных общеобразовательных организаций
КОГБУ "Центр оценки качества образования"
3.4.
Удельный вес выпускников 9 классов общеобразовательных организаций, сдавших основной государственный экзамен по обязательным предметам, в общей численности выпускников 9 классов общеобразовательных организаций, участвовавших в основном государственном экзамене по обязательным предметам
КОГБУ "Центр оценки качества образования"
3.5.
Удельный вес обучающихся общеобразовательных организаций, ставших победителями и (или) призерами заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников, в общей численности обучающихся общеобразовательных организаций, принявших участие в заключительном этапе всероссийской олимпиады школьников
КОГАОУ ДОД - "Центр дополнительного образования одаренных школьников"
3.6.
Удельный вес учащихся общеобразовательных организаций, обучающихся в соответствии с новым федеральным государственным образовательным стандартом, в общей численности учащихся общеобразовательных организаций
КОГБУ "Центр оценки качества образования"





Приложение № 9

ПОРЯДОК
ПРОВЕДЕНИЯ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ
ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО, ОСНОВНОГО ОБЩЕГО,
СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

1. Настоящий Порядок определяет организацию и технологию проведения оценки соответствия качества подготовки обучающихся образовательных организаций Кировской области, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования (далее - общеобразовательные организации), требованиям федеральных государственных образовательных стандартов (далее - оценка подготовки обучающихся).
2. Оценка подготовки обучающихся проводится в общеобразовательных организациях.
3. При проведении оценки подготовки обучающихся используются тестирование, анкетирование, контрольные работы и др. (далее - обследование).
4. Под организацией проведения оценки подготовки обучающихся понимается определение сроков, периодичность проведения обследований в общеобразовательных организациях, а также организационные условия.
5. График проведения обследований формируется в соответствии с годовым планом работы департамента образования Кировской области (далее - департамент образования).
Обследование может проводиться по заявке (договору) общеобразовательной организации, которая подается в Кировское областное государственное бюджетное учреждение "Центр оценки качества образования" (далее - Центр оценки качества образования).
6. На основании графика проведения обследования в образовательной организации департамент образования издает приказ, в котором конкретизируются сроки проведения обследования, утверждается состав лиц, осуществляющих обследование в конкретной общеобразовательной организации.
7. К проведению обследований в общеобразовательных организациях привлекаются эксперты, прошедшие аккредитацию в установленном порядке.
8. Не позднее чем за две недели до начала проведения обследования в общеобразовательной организации специалистами Центра оценки качества образования и руководителем общеобразовательной организации составляется программа обследования (с согласованием времени проведения обследования, набора учебных предметов и УМК к ним, количества классов и обучающихся в каждом из этих классов, подлежащих обследованию, расписания обследования) согласно приложению № 1 к Порядку.
9. На основании предоставленных общеобразовательной организацией сведений формируется выборка респондентов, участвующих в оценке качества, в количестве 25 человек на каждом уровне общего образования и список резерва. Формирование выборки осуществляется вероятностным методом с учетом числа обучающихся обследуемой группы в данной общеобразовательной организации. При количестве обучающихся на уровне общего образования менее 25 человек в выборку включаются все обучающиеся.
10. Выбор количества учебных предметов, по которым планируется проведение обследования, не должен превышать трех предметов на начальном и основном уровнях общего образования и четырех предметов на среднем уровне общего образования.
11. Обследование проводится в 3 - 11 классах, если оценка подготовки обучающихся запланирована на второе полугодие учебного года, и в 4 - 10 классах по материалу 3 - 9 классов, если оценка подготовки обучающихся запланирована на первое полугодие учебного года.
12. При оценке подготовки выпускников среднего общего образования по математике и русскому языку могут быть зачтены результаты единого государственного экзамена как текущего, так и предыдущего годов.
13. Местом проведения обследования, как правило, является обследуемая общеобразовательная организация.
14. Бланки измерительных материалов, используемых при обследовании, готовит Центр оценки качества образования.
15. Во всех общеобразовательных организациях используется единый контрольно-измерительный материал, который передается ответственному за проведение обследования в закрытых и опечатанных пакетах.
16. Проведение обследований в общеобразовательных организациях осуществляется в соответствии со следующими правилами:
16.1. Контрольно-измерительные материалы, на основе которых осуществляется обследование, не должны быть известны обучающимся, педагогам, администрации общеобразовательной организации до начала его проведения.
16.2. Для проведения обследования общеобразовательная организация выделяет достаточное количество учебных помещений и мест.
16.3. В выделенных учебных помещениях должны отсутствовать плакаты, учебная, методическая и иная информация по общеобразовательному предмету, выбранному для обследования.
16.4. До начала обследования проводится инструктаж обучающихся о порядке выполнения работ.
16.5. В обследовании, проводимом в конкретной общеобразовательной организации, должно участвовать не менее 90% обучающихся от общего числа респондентов, попавших в выборку.
16.6. Время на проведение обследования по одному предмету не должно превышать одного академического часа.
16.7. При проведении обследования обучающиеся обязаны выполнять указания специалиста, осуществляющего обследование.
Запрещаются разговоры, вставание с мест, пересаживание без разрешения, изменение номера контрольно-измерительного материала, его обмен, сокрытие при сдаче работы.
16.8. С момента начала выполнения тестов, контрольных работ специалист, осуществляющий обследование, должен отвечать лишь на вопросы обучающихся, связанные с порядком заполнения бланков ответов, и не должен сообщать никакой дополнительной информации, связанной с выполнением задания.
16.9. По завершении выполнения заданий обучающийся сдает бланки ответов, контрольно-измерительные материалы и черновики специалисту, проводящему обследование.
16.10. По завершении обследования оформляется и подписывается протокол по процедуре обследования согласно приложению № 2 к Порядку.
16.11. Результаты обследования могут быть аннулированы в случае нарушения правил его проведения.
16.12. Прекращение обследования в классе и аннулирование его результатов фиксируется в протоколе по процедуре обследования.
16.13. Повторное обследование проводится в сроки, согласованные с департаментом образования и руководителем общеобразовательной организации.
16.14. Компьютерная обработка и анализ данных, полученных в ходе обследований, осуществляется на базе Центра оценки качества образования в течение трех дней.
Подготовка обучающихся соответствует требованиям федеральных государственных образовательных стандартов в случае, если 50% обучающихся, участвующих в процедурах внешней оценки качества образования, справились с работой. Считается, что обучающийся справился с работой, если он верно выполнил 50% заданий работы.
16.15. Результаты обследования в форме экспертного заключения передаются в управление надзора и контроля департамента образования, управление образовательного округа департамента образования, орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования, и в общеобразовательную организацию.
16.16. Результаты обследования и контрольно-измерительные материалы хранятся в течение года по месту их обработки.
16.17. Рабочие материалы, на основе которых проводилось обследование, не выдаются общеобразовательной организации.





Приложение № 1
к Порядку
проведения оценки качества подготовки
обучающихся образовательных организаций,
реализующих образовательные программы
начального общего, основного общего,
среднего общего образования

Программа обследования
от "___" ______________ 20__ г.

___________________________________________________________________________
(наименование образовательной организации в соответствии
___________________________________________________________________________
с действующим уставом)
__________________________________________________________________________,
реализующее общеобразовательные программы _________________________________
___________________________________________________________________________
(наименование общеобразовательных программ)
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
и имеющее государственную аккредитацию ____________________________________
___________________________________________________________________________
(№ свидетельства о государственной аккредитации, дата выдачи свидетельства)
___________________________________________________________________________
Обсуждаемые вопросы:
1. Сроки проведения обследования в образовательной организации
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
2. Учебные предметы, по которым планируется проведение обследования,
используемые учебно-методические комплекты:
на уровне начального общего образования ___________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
на уровне основного общего образования ____________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
на уровне среднего общего образования _____________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________

3. Количество классов и обучающихся в каждом из этих классов,
подлежащих обследованию:

N
Вид обследования
Класс
Количество обучающихся в классе
1
2
3
4





4. Расписание обследования:

N
Дата, время
Вид обследования
Предмет
Класс
1
2
3
4
5






5.

Ответственное лицо от образовательной организации


Должность Подпись Ф.И.О.
_________ _______ _______________





Приложение № 2
к Порядку
проведения оценки качества подготовки
обучающихся образовательных организаций,
реализующих образовательные программы
начального общего, основного общего,
среднего общего образования

Протокол
по процедуре обследования
от "___" __________ 200_ г.

Мы, нижеподписавшиеся:
специалист, осуществляющий обследование в образовательном учреждении
___________________________________________________________________________
(должность, Ф.И.О. полностью)
___________________________________________________________________________
представитель администрации образовательного учреждения
___________________________________________________________________________
(должность, Ф.И.О. полностью)
__________________________________________________________________________,
составили настоящий протокол о том, что в период проведения обследования
обучающихся образовательной организации <*>: ______________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________

   --------------------------------

<*> Нарушения процедуры обследования отсутствуют, установлены
следующие нарушения процедуры обследования (указать перечень нарушений).

Протокол подписали:
Специалист, осуществляющий Представитель администрации
обследование в образовательной образовательной организации:
организации:

Должность Подпись Ф.И.О. Должность Подпись Ф.И.О.
_________ _______ _______________ _________ _______ _______________


------------------------------------------------------------------