По датам

2011

2012

2013

2014

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Решение Арбитражного суда Кировской области от 14.02.2014 по делу N А28-13193/2013-383/36 <Об отказе в удовлетворении требований о признании недействующим решения Кировской городской Думы от 22.12.2008 N 23/13 "Об утверждении Перечня муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц " в части утверждения пункта 2.8 в разделе 2>



АРБИТРАЖНЫЙ СУД КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 14 февраля 2014 г. по делу № А28-13193/2013-383/36

Резолютивная часть решения оглашена 7 февраля 2014 года.
Решение в полном объеме изготовлено 14 февраля 2014 года.
Арбитражный суд Кировской области в составе председательствующего Едоминой С.А., судей Агалаковой Н.В., Хлюпиной Н.П. при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Б., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя П. (ОГРНИП <...>, ИНН <...>, место жительства: г. Киров) к Кировской городской Думе (ОГРН 1054316959883, ИНН 4345008030, место нахождения: г. Киров, ул. Воровского, 39) о признании недействующим решения от 22.12.2008 № 23/13 "Об утверждении Перечня муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства)", при участии в судебном заседании представителей: заявителя - З., по доверенности от 28.11.2013, ответчика - Л., по доверенности от 04.02.2014,

установил:

индивидуальный предприниматель П. (далее - заявитель, ИП П., Предприниматель) обратился в Арбитражный суд к Кировской городской Думе (далее - ответчик) с заявлением, с учетом уточнения, о признании недействующим решения от 22.12.2008 № 23/13 "Об утверждении Перечня муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства)" (далее - Перечень муниципального имущества) в части утверждения пункта 2.8 в разделе 2, содержащего сведения об арендуемом нежилом помещении киноконцертного комплекса <...>, расположенного по адресу: <...>, как не соответствующего решению Кировской городской Думы от 26.11.2008 № 22/25 "Об утверждении Порядка формирования, ведения и обязательного опубликования перечня муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства)" (далее - Порядок формирования перечня муниципального имущества).
В обоснование заявленного требования Предприниматель указывает, что в соответствии с Порядком формирования перечня муниципального имущества в данный Перечень могут быть включены объекты муниципальной собственности, которые используются субъектами малого и среднего предпринимательства, или объекты, свободные от прав третьих лиц, которые могут быть использованы субъектами малого и среднего предпринимательства в целях осуществления ими деятельности в приоритетных отраслях экономики. Приоритетными отраслями экономики являются инновационная сфера деятельности, лесопромышленный и агропромышленный комплексы, переработка сельскохозяйственной продукции, жилищно-коммунальное хозяйство, оказание социально значимых услуг, развитие личных подсобных хозяйств, народных промыслов и ремесел и все виды производства. К социально значимым услугам относятся услуги в области образования, здравоохранения, бытового обслуживания, физкультуры и спорта и услуги в области поддержания санитарно-эпидемиологического благополучия населения (в том числе общественные бани), а также аптеки.
Оспаривая решение от 22.12.2008 № 23/13 в части включения в Перечень муниципального имущества арендуемого помещения киноконцертного комплекса <...>, заявитель указывает, что данный объект и осуществляемая деятельность не подходят по своему функциональному назначению и по видам осуществляемой деятельности под социально значимые услуги.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленное требование, при этом указал, что культура как приоритетная отрасль экономики появилась в Порядке формирования перечня муниципального имущества только после опубликования решения Кировской городской Думы от 29.01.2014 № 22/2 "О внесении изменений в Порядок формирования, ведения и обязательного опубликования перечня муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства), утвержденный решением Кировской городской Думы от 26.11.2008 № 22/25".
Кировская городская Дума заявленные требования не признает, считает оспариваемый нормативный правовой акт соответствующим действующему законодательству и не нарушающим права Предпринимателя.
Представитель ответчика в судебном заседании изложил доводы, приведенные в отзыве на заявление, а также пояснил, что в целях устранения неоднозначного толкования понятия "приоритетная отрасль экономики" решением Кировской городской Думы от 29.01.2014 № 22/2 в пункт 2.2 раздела 2 Порядка формирования перечня муниципального имущества внесены изменения.
Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, Арбитражный суд установил следующие фактические обстоятельства.
01.06.1999 между управлением (комитетом) по делам муниципальной собственности г. Кирова (арендодатель) и ИП П. (арендатор) заключен договор № 2193, предметом которого является нежилое помещение, расположенное по адресу: <...>, общей площадью 2657,6 кв. м, используемое под киноконцертный комплекс.
Решением Кировской городской Думы от 25.02.2009 № 26/22 в Перечень муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства), утвержденный решением Кировской городской Думы от 22.12.2008 № 23/13, включен арендуемый ИП П. объект: киноконцертный комплекс <...>.
17.07.2013 ИП П. направил в департамент муниципальной собственности администрации города Кирова (далее - Департамент) письмо с просьбой об исключении арендуемого им помещения киноконцертного комплекса <...> из Перечня, указав, что объект не является социально значимым, услуги, оказываемые в комплексе, предлагаются населению по рыночным ценам, развитие компьютерных технологий повлияло на снижение востребованности услуг киноконцертного комплекса.
В ответ на данное обращение Департамент в письме от 24.07.2013 сообщил, что в соответствии с пунктом 2.4 Порядка формирования перечня муниципального имущества объекты муниципальной собственности могут быть исключены из Перечня в случаях: невостребованности объекта для целей, указанных в пункте 2.1 настоящего Порядка; исключения видов деятельности, для которых предоставлен или может быть предоставлен объект, из перечня приоритетных отраслей экономики; необходимости использования помещения для муниципальных или государственных нужд; передачи в установленном законом порядке объекта в государственную собственность или собственность Кировской области. Предложил указать основания для исключения объекта из Перечня, предусмотренные Порядком формирования перечня муниципального имущества, а также разъяснил, что намерение воспользоваться правом выкупа арендуемого имущества в рамках Федерального закона от 22.07.2008 № 159-ФЗ не является основанием для исключения помещения из Перечня.
19.08.2013 в Департамент поступило письмо Предпринимателя с просьбой повторно рассмотреть вопрос об исключении арендуемого помещения кинотеатра <...> из Перечня, в котором указано, что переданное в аренду имущество в течение всего периода арендных отношений не использовалось для оказания социально значимых услуг, перечень которых утвержден решением Кировской городской Думы от 26.11.2008 № 22/25, а также не использовалось для осуществления деятельности в приоритетных отраслях экономики; оказываемые услуги кинопроката и общественного питания в Перечне отсутствуют и оказываются по рыночным ценам. Ссылаясь на пункт 2.4 Порядка формирования перечня муниципального имущества, Предприниматель указал в качестве основания исключения объекта из Перечня на невостребованность объекта для указанных в Порядке целей.
В письме от 20.09.2013 № 12957-01-05, направленном заявителю, Департамент указал, что согласно условиям заключенного договора аренды переданное помещение используется для размещения кинотеатра <...>, востребовано для данных целей, согласно заключению управления по делам молодежи, физической культуре и спорту администрации города Кирова помещение кинотеатра <...> является культурным объектом, местом отдыха жителей муниципального образования "Город Киров", таким образом, имеет социальную значимость для города Кирова.
Ссылаясь на несоответствие решения Кировской городской Думы от 22.12.2008 № 23/13 "Об утверждении Перечня муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства)" в части включения арендуемого нежилого помещения киноконцертного комплекса <...> общей площадью 2657,6 кв. м, расположенного по адресу: <...>, Порядку формирования перечня муниципального имущества, ИП П. обратился в Арбитражный суд Кировской области с заявлением о признании нормативного правового акта недействующим в части.
На основании вышеизложенных обстоятельств суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно частям 4, 5 статьи 194 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт. Арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и проверяет оспариваемое положение в полном объеме.
В силу статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; содействие развитию малого и среднего предпринимательства.
Согласно статье 18 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 209-ФЗ) оказание имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления в виде передачи во владение и (или) в пользование государственного или муниципального имущества.
Во исполнение этой задачи органы местного самоуправления вправе утверждать перечни муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства). Муниципальное имущество, включенное в указанные перечни, может быть использовано в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, а также отчуждено на возмездной основе в собственность субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с частью 2.1 статьи 9 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Эти перечни подлежат обязательному опубликованию в средствах массовой информации, а также размещению в сети "Интернет" на официальных сайтах утвердивших их государственных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и (или) на официальных сайтах информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (часть 4 статьи 18 Федерального закона № 209-ФЗ).
Согласно части 4.1 статьи 18 Федерального закона № 209-ФЗ порядок формирования, ведения, обязательного опубликования указанных в части 4 настоящей статьи перечней, а также порядок и условия предоставления в аренду (в том числе льготы для субъектов малого и среднего предпринимательства, занимающихся социально значимыми видами деятельности, иными установленными федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства приоритетными видами деятельности) включенного в них государственного и муниципального имущества устанавливаются соответственно нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.
В целях реализации права органов местного самоуправления, установленного частью 4 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", и в соответствии с Уставом муниципального образования "Город Киров" Кировской городской Думой принято решение от 26.11.2008 № 22/25 об утверждении Порядка формирования, ведения и обязательного опубликования перечня муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства).
В силу пункта 1.2 Порядка формирования перечня муниципального имущества для целей настоящего Порядка используются следующие понятия: перечень муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства) (далее - Перечень), - правовой акт, содержащий список муниципального имущества, переданного в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства, а также свободного от прав третьих лиц муниципального имущества (подпункт 1), социально значимые услуги - это услуги в области образования, здравоохранения, бытового обслуживания, физкультуры и спорта и услуги в области поддержания санитарно-эпидемиологического благополучия населения (в том числе общественные бани), а также аптеки (подпункт 3).
Согласно пункту 2.1 Порядка формирования перечня муниципального имущества в Перечень могут быть включены объекты муниципальной собственности, которые используются субъектами малого и среднего предпринимательства, или объекты, свободные от прав третьих лиц, которые могут быть использованы субъектами малого и среднего предпринимательства в целях осуществления ими деятельности в приоритетных отраслях экономики, а также помещения, предоставляемые бизнес-инкубаторами в аренду (субаренду) субъектам малого и среднего предпринимательства.
Приоритетными отраслями экономики являются инновационная сфера деятельности, лесопромышленный и агропромышленный комплексы, переработка сельскохозяйственной продукции, жилищно-коммунальное хозяйство, оказание социально значимых услуг, развитие личных подсобных хозяйств, народных промыслов и ремесел и все виды производства (пункт 2.2 Порядка формирования перечня муниципального имущества).
Согласно пункту 2.7 Порядка формирования перечня муниципального имущества сформированный Перечень, а также все изменения и дополнения, вносимые в него, подлежат утверждению Кировской городской Думой.
Оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом, опубликован в установленном порядке, помещение киноконцертного комплекса <...> на момент включения его в Перечень относилось к объектам муниципальной собственности, что заявителем не оспаривается.
Конкретные нормативные положения Порядка формирования перечня муниципального имущества, которым не соответствует Перечень в части включения арендуемого заявителем объекта, ИП П. не приведены.
Проверив Перечень в части включения в него помещения киноконцертного комплекса <...> на соответствие Порядку формирования перечня муниципального имущества, суд не усматривает каких-либо оснований признания недействующим оспариваемого нормативного правового акта.
Доводы ИП П. о том, что, исходя из понятия "социально значимые услуги", данного в пункте 1.2 Порядка формирования перечня муниципального имущества, арендуемое помещение не подлежало включению в Перечень, основаны на неверном толковании указанного нормативного правового акта. Как следует из смысла положений пунктов 1.2, 2.1, 2.2 Порядка формирования перечня муниципального имущества, в Перечень может быть включено муниципальное имущество, которое используется или может быть использовано субъектами малого и среднего предпринимательства в целях осуществления ими деятельности в приоритетных отраслях экономики, в том числе для оказания востребованных населением услуг. Согласно выписке из ЕГРИП индивидуальный предприниматель П. вправе осуществлять такие виды экономической деятельности, как предоставление социальных услуг, физкультурно-оздоровительную и прочую деятельность в области спорта, деятельность концертных и театральных залов, показ фильмов. Таким образом, киноконцертный комплекс как культурно-просветительный объект полностью отвечает критериям включения в Перечень и относится к сфере деятельности, доступ к которой обеспечивается органами местного самоуправления исходя из тех задач, которые определены для них Федеральным законом № 131-ФЗ.
Данный вывод соотносится с принятым 29.01.2014 Кировской городской Думой решением № 22/2 "О внесении изменений в Порядок формирования, ведения и обязательного опубликования перечня муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства), утвержденный решением Кировской городской Думы от 26.11.2008 № 22/25", согласно которому в понятии "приоритетные отрасли экономики" указана культура. То обстоятельство, что Порядок в редакции решения Кировской городской Думы от 29.01.2014 № 22/2 только конкретизировал приоритетные отрасли экономики, подтверждено в том числе пояснениями представителя Кировской городской Думы, т.е. органа, издавшего муниципальный правовой акт.
Кроме того, Предприниматель при обращении в суд не указал, в чем выразилось нарушение его прав в сфере предпринимательской деятельности в результате принятия оспариваемого нормативного правового акта, утвердившего Перечень муниципального имущества, предоставляемого в аренду и подлежащего использованию субъектами малого и среднего предпринимательства в целях осуществления ими деятельности в приоритетных отраслях экономики на территории муниципального образования.
Как следует из представленных в дело документов, в 2013 году заявитель обращался в департамент муниципальной собственности администрации города Кирова с заявлениями об исключении помещения из Перечня, полагая, что данное обстоятельство является препятствием для реализации преимущественного права выкупа арендуемого имущества.
Федеральный закон от 22.07.2008 № 159-ФЗ в действующей в 2013 году редакции не исключает возможность приобретения арендуемого имущества, включенного в соответствующий Перечень, а лишь вводит определенные условия приватизации такого имущества.
Осуществив в соответствии с частью 4 статьи 194 АПК РФ проверку решения Кировской городской Думы от 22.12.2008 № 23/13 "Об утверждении Перечня муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства)" в части включения арендуемого нежилого помещения киноконцертного комплекса <...> общей площадью 2657,6 кв. м, расположенного по адресу: <...>, суд приходит к выводу, что данный нормативный правовой акт соответствует решению Кировской городской Думы от 26.11.2008 № 22/25 "Об утверждении Порядка формирования, ведения и обязательного опубликования перечня муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства)", принят полномочным органом с соблюдением предусмотренной процедуры, прав заявителя в сфере осуществляемой им предпринимательской деятельности не нарушает.
Учитывая изложенное, оснований для удовлетворения заявления индивидуального предпринимателя П. не имеется.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине в сумме 200 рублей относятся на заявителя.
Излишне уплаченная ИП П. при обращении в суд государственная пошлина по платежному поручению от 04.10.2013 № 590 в сумме 1800 рублей подлежит возврату в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 191, 194, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд

решил:

в удовлетворении требований индивидуального предпринимателя П. о признании недействующим решения Кировской городской Думы от 22.12.2008 № 23/13 "Об утверждении Перечня муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства)" в части утверждения пункта 2.8 в разделе 2, содержащего сведения об арендуемом нежилом помещении киноконцертного комплекса <...>, расположенного по адресу: <...>, как не соответствующего решению Кировской городской Думы от 26.11.2008 № 22/25 "Об утверждении Порядка формирования, ведения и обязательного опубликования перечня муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства)", отказать.
Решение вступает в законную силу немедленно после его принятия.
На решение суда по делу об оспаривании нормативного правового акта может быть подана кассационная жалоба в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение месяца со дня его вступления в законную силу.
Кассационная жалоба подается через Арбитражный суд Кировской области.

Председательствующий
С.А.ЕДОМИНА

Судьи
Н.В.АГАЛАКОВА
Н.П.ХЛЮПИНА


------------------------------------------------------------------