По датам

2011

2012

2013

2014

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Решение Арбитражного суда Кировской области от 24.01.2014 по делу N А28-11965/2013-341/36 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим постановления администрации г. Кирова от 10.09.2013 N 3426-П "О внесении изменений в постановление администрации города Кирова от 12.04.2013 N 1508-П">




АРБИТРАЖНЫЙ СУД КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 24 января 2013 г. по делу № А28-11965/2013-341/36

Арбитражный суд Кировской области в составе председательствующего Волковой С.С., судей Агалаковой Н.В., Хлюпиной Н.П., при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Ж., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлениям индивидуального предпринимателя М. (ОГРНИП <...>, ИНН <...>, место жительства: г. Киров), индивидуального предпринимателя Д. (ОГРНИП <...>, ИНН <...>, место жительства: г. Киров), индивидуального предпринимателя Ч. (ОГРНИП <...>, ИНН <...>, место жительства: г. Киров) к администрации города Кирова (ОГРН 1024301340238, ИНН 4348005534, место нахождения: г. Киров, ул. Воровского, 39), с участием третьих лиц, заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора: индивидуального предпринимателя В.И. (ОГРНИП <...>, ИНН <...>, место жительства: г. Киров), индивидуального предпринимателя А.А. (ИНН <...>, ОГРНИП <...>, место жительства: г. Киров), третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: общественной организации профсоюз работников малого и среднего бизнеса Кировской области "Ассоциация защиты прав малого и среднего бизнеса "ЗАЩИТА НАРОДА" (ОГРН 1084300000894, ИНН 4345246147, место нахождения: г. Киров, ул. Советская, д. 86, оф. 2), о признании недействующим постановления № 3426-П от 10.09.2013 "О внесении изменений в постановление администрации города Кирова от 12.04.2013 № 1508-П", при участии в судебном заседании представителей заявителей Х., действующего по доверенностям от 22.10.2013, от 11.11.2013, от 17.12.2013, ответчика А.О., действующей по доверенности от 10.01.2013,

установил:

индивидуальные предприниматели М. (далее - ИП М.), Д. (далее - ИП Д.), Ч. (далее - ИП Ч.) обратились в Арбитражный суд Кировской области с заявлением к администрации города Кирова (далее - Администрация, ответчик) о признании недействующим постановления № 3426-П от 10.09.2013 "О внесении изменений в постановление администрации города Кирова от 12.04.2013 № 1508-П".
В качестве третьих лиц, заявляющих самостоятельные требования об оспаривании этого же нормативного правового акта, в дело вступили индивидуальный предприниматель В.И. (далее - ИП В.И.) и индивидуальный предприниматель А.А. (далее - ИП А.А.).
По мнению ИП Д. и ИП М., ответчиком нарушена процедура принятия оспариваемого нормативного акта, которым в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования "Город Киров" (далее - Схема) внесены изменения не только в части исключения отдельных строк, содержащих указание на земельные участки и расположенные на них нестационарные торговые объекты, но и предусмотрено включение в Схему новых земельных участков для размещения нестационарных торговых объектов. Заявители указывают, что использование земельных участков для размещения киосков, временных павильонов розничной торговли и обслуживания населения согласно части III Правил землепользования и застройки города Кирова, утвержденных решением Кировской городской Думы от 29.04.2009 № 28/10, является условно разрешенным видом использования. ИП Д. и ИП М. полагают, что включение в Схему новых объектов возможно только с соблюдением части 2 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации, предусматривающей предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка после обсуждения на публичных слушаниях в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 17 Устава города Кирова.
Кроме того, ИП Д. и ИП М. считают, что в нарушение пункта 3.7 Порядка разработки и утверждения органами местного самоуправления Кировской области схемы размещения нестационарных торговых объектов, утвержденного постановлением Правительства Кировской области от 29.12.2010 № 84/668 (далее - Порядок разработки и утверждения схемы), оспариваемым нормативным правовым актом картографическая часть Схемы не была утверждена и опубликована.
ИП Д. и ИП М. обращают внимание, что на сайте Правительства Кировской области размещена Схема, которая по своей форме не соответствует пункту 3.2.1 Порядка разработки и утверждения схемы, в связи с чем требование о размещении Схемы на официальном сайте Правительства Кировской области не соблюдено.
Обосновывая нарушение своих прав оспариваемым нормативным правовым актом, ИП Д. и ИП М. указывают, что исключение из Схемы земельных участков, которые использовались ими для осуществления торговли с использованием нестационарных торговых объектов, лишает заявителей возможности осуществлять избранный ими вид предпринимательской деятельности, поскольку в соответствии с решением Кировской городской Думы от 26.06.2013 № 16/1 в переходный период до 12.04.2014 хозяйствующие субъекты осуществляют торговую деятельность без оформления земельно-правовых отношений в местах, определенных действующей схемой размещения нестационарных торговых объектов, ранее занимаемых ими на основании договора аренды земельного участка.
ИП Ч., ИП В.И., ИП А.А. в качестве правового основания требования о признании недействующим постановления № 3426-П от 10.09.2013 ссылаются на часть 3 статьи 3 и часть 1 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 381-ФЗ) и указывают, что у ответчика отсутствовали правовые основания для принятия оспариваемого нормативного правового акта.
Кроме того, указанные лица считают, что ответчиком не соблюдены пункты 4 и 5 Правил установления нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.09.2010 № 754, согласно которым оценка результатов осуществления мер по развитию торговли и пересчет минимального норматива обеспеченности населения площадью торговых объектов должны иметь место не ранее 12.04.2014.
По мнению ИП Ч., ИП В.И., ИП А.А., в нарушение пунктов 1.2.1, 2.1 и 2.2.1 Порядка разработки и утверждения Схемы при принятии постановления № 3426-П от 10.09.2013 Администрацией не учитывались нормативы минимальной обеспеченности населения площадями и наличие стационарных торговых объектов.
Заявители также указывают на допущенное при принятии оспариваемого акта нарушение части 6 статьи 10 и пункта 4 статьи 19 Федерального закона № 381-ФЗ, согласно которым утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной Схемы и до утверждения нормативов.
В заявлениях ИП Ч., ИП В.И., ИП А.А. ссылаются на нарушение пункта 3.7 Порядка разработки и утверждения схемы, поскольку текстовая часть оспариваемого акта, оформленная в виде таблицы, не соответствует пункту 3.2.1 указанного Порядка, графическая часть Схемы не разработана и не утверждена.
Также, по мнению ИП Ч., ИП В.И., ИП А.А., ответчиком нарушены часть 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации, части 5 и 7 статьи 11 Устава города Кирова, решение Кировской городской Думы от 30.05.2012 № 3/18 "Об опубликовании (обнародовании) правовых актов органов местного самоуправления муниципального образования "Город Киров", поскольку на официальном портале правовой информации органов местного самоуправления в сети Интернет размещено неподписанное постановление, Схема с учетом внесенных оспариваемым нормативным правовым актом изменений не была опубликована в установленном порядке.
Представитель заявителей и третьих лиц, заявляющих самостоятельные требования, в судебном заседании поддержал письменно приведенные доводы.
Администрация города Кирова заявленные требования не признает, считает оспариваемый нормативный правовой акт соответствующим действующему законодательству и не нарушающим права предпринимателей.
Представитель ответчика в судебном заседании выступил в соответствии с доводами отзыва на заявление и дополнений к нему.
Привлеченная к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, общественная организация профсоюз работников малого и среднего бизнеса Кировской области "Ассоциация защиты прав малого и среднего бизнеса "ЗАЩИТА НАРОДА" извещена о времени и месте судебного разбирательства, явку представителей не обеспечила.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается без участия представителей третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв с 17.01.2014 по 24.01.2014.
Выслушав представителей участвующих в деле лиц, изучив представленные документы, суд установил следующие фактические обстоятельства.
30.06.2010 между территориальным управлением администрации города Кирова по Октябрьскому району (арендодатель) и ИП М. (арендатор) подписан договор аренды части земельного участка, расположенного по адресу: город Киров, ул. Свердлова, у дома № 6, с учетным номером У0021-032/013, площадью 52,0 кв. м, для размещения торгового павильона.
01.07.2010 между территориальным управлением администрации города Кирова по Октябрьскому району (арендодатель) и ИП Д. (арендатор) подписан договор аренды части земельного участка, расположенного по адресу: город Киров, ул. Свердлова, у дома № 22, с учетным номером У0021-042/011, площадью 41,0 кв. м, для размещения остановочного павильона с торговым павильоном.
31.05.2011 между территориальным управлением администрации города Кирова по Октябрьскому району (арендодатель) и ИП Ч. (арендатор) подписан договор аренды части земельного участка, расположенного по адресу: город Киров, ул. Лепсе, в районе № 20, с учетным номером У0097-011/011, площадью 72,0 кв. м, для размещения киоска с крытой остановкой транспорта общего пользования.
23.06.2010 между территориальным управлением администрации города Кирова по Октябрьскому району (арендодатель) и ИП В.И. (арендатор) подписаны договор аренды части земельного участка, расположенного по адресу: город Киров, Октябрьский проспект, у дома № 58, с учетным номером У0266-044/014, площадью 5,0 кв. м, для размещения части торгового павильона и договор аренды части земельного участка, расположенного по адресу: город Киров, Октябрьский проспект, у дома № 58, с учетным номером У0266-0058/012, площадью 7,0 кв. м, для размещения части торгового павильона.
Кроме того, 23.06.2010 между территориальным управлением администрации города Кирова по Октябрьскому району (арендодатель) и ИП В.И. (арендатор) подписан договор аренды части земельного участка, расположенного по адресу: город Киров, Октябрьский проспект, у дома № 63, с учетным номером У0184-047/011, площадью 18,0 кв. м, для размещения части торгового павильона.
24.06.2010 между территориальным управлением администрации города Кирова по Октябрьскому району (арендодатель) и ИП А.А. (арендатор) подписаны договор аренды части земельного участка, расположенного по адресу: город Киров, ул. Карла Маркса, в районе дома 45, с учетным номером У0264-017/011, площадью 53,0 кв. м, для размещения торгового павильона с крытой остановкой и договор аренды части земельного участка, расположенного по адресу: г. Киров, ул. Лепсе, в районе дома 56, с учетным номером У0124-038/011, площадью 41 кв. м, для размещения торгового павильона.
Постановлением администрации города Кирова от 12.04.2013 № 1508-П утверждена Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования "Город Киров".
В раздел "Октябрьский район" указанной Схемы в числе прочих включены следующие земельные участки:
строка 62: ул. Свердлова, у дома № 6, с учетным номером 0021-032/013, площадью 52 кв. м (используемый ИП М.);
строка 108: ул. Свердлова, у дома № 22, с учетным номером 0021-042/011, площадью 41 кв. м (используемый ИП Д.);
строка 117: ул. Лепсе, в районе № 20, с учетным номером 0097-011/011, площадью 72,0 кв. м (используемый ИП Ч.);
строка 18: Октябрьский проспект, у дома № 58, с учетными номерами 0266-044/014, 0266-058/011, площадью 12 кв. м (используемые ИП В.И.);
строка 19: Октябрьский проспект, у дома № 63, с учетным номером 0184-047/011, площадью 18,0 кв. м (используемый ИП В.И.);
строка 12: ул. Карла Маркса, в районе дома 45, с учетным номером 0264-017/011, площадью 21,0 кв. м (используемый ИП А.А.);
строка 14: ул. Лепсе, в районе дома 56, с учетным номером 0124-038/011, площадью 41 кв. м (используемый ИП А.А.).
10.09.2013 администрацией города Кирова издано постановление № 3426-П "О внесении изменений в постановление администрации города Кирова от 12.04.2013 № 1508-П".
В соответствии с пунктом 1.2 указанного постановления из раздела "Октябрьский район" Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования "Город Киров" исключены строки, в том числе: 12, 14, 18, 19, 62, 108, 117.
Пунктом 2 постановления администрации города Кирова от 10.09.2013 № 3426-П управлению градостроительства и архитектуры поручено внести изменения в картографическую часть Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования "Город Киров".
Текст постановления администрации города Кирова от 10.09.2013 № 3426-П опубликован в издании "Наш Город. Газета муниципального образования "Город Киров" № 75 (525) от 20.09.2013.
Картографическая часть Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования "Город Киров" с учетом внесенных постановлением администрации города Кирова от 10.09.2013 № 3426-П изменений опубликована в издании "Наш Город. Газета муниципального образования "Город Киров" № 87 (537) от 01.11.2013.
Ссылаясь на несоответствие постановления администрации города Кирова от 10.09.2013 № 3426-П нормам действующего законодательства и указывая на нарушение своих прав в сфере предпринимательской деятельности, индивидуальные предприниматели М., Д., Ч., В.И., А.А. обратились в Арбитражный суд с требованиями о признании нормативного правового акта недействующим.
На основании вышеизложенных обстоятельств суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно частям 4, 5 статьи 194 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт. Арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и проверяет оспариваемое положение в полном объеме.
В соответствии с подпунктом 15 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относятся создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.
В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по принятию муниципальных правовых актов (статья 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ).
Основы государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации определяются положениями Федерального закона № 381-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона № 381-ФЗ правовое регулирование отношений в области торговой деятельности осуществляется Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом № 381-ФЗ, Законом Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 "О защите прав потребителей", другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Органы местного самоуправления вправе издавать муниципальные правовые акты по вопросам, связанным с созданием условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли, в случаях и в пределах, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации (часть 3 статьи 3 Федерального закона № 381-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона № 381-ФЗ размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 3 статьи 10 Федерального закона № 381-ФЗ).
Пунктом 1.21.1 решения Кировской городской Думы от 26.09.2012 № 6/2 полномочиями по утверждению схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования "Город Киров" наделена администрация города Кирова.
Порядок разработки и утверждения органами местного самоуправления Кировской области схемы размещения нестационарных торговых объектов утвержден постановлением Правительства Кировской области от 29.12.2010 № 84/668.
Согласно пункту 3.2 данного Порядка схема должна состоять из двух частей: текстовой части, оформленной в виде таблицы по прилагаемой форме, и графической части, оформленной в виде карты муниципального образования Кировской области с предусмотренными на ней возможными местами размещения нестационарных торговых объектов.
Орган местного самоуправления в течение десяти дней с момента утверждения схемы, разработанной в соответствии с настоящим Порядком, представляет ее в департамент развития предпринимательства и торговли Кировской области на бумажном и электронном носителях для размещения на официальном сайте Правительства области в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (пункт 3.4 Порядка разработки и утверждения схемы).
Схема, утвержденная органом местного самоуправления, подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, а также размещению на сайте органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (пункт 3.5 Порядка разработки и утверждения схемы).
В силу пункта 3.7 Порядка разработки и утверждения схемы изменения и (или) дополнения, вносимые в схему, подлежат согласованию, утверждению и опубликованию в порядке, установленном разделом 3 настоящего Порядка.
Предметом спора по настоящему делу является постановление администрации города Кирова № 3426-П от 10.09.2013 "О внесении изменений в постановление администрации города Кирова от 12.04.2013 № 1508-П" - нормативный правовой акт органа местного самоуправления о внесении изменений в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования "Город Киров".
В силу части 5 статьи 11 Устава муниципального образования "Город Киров", утвержденного решением Кировской городской Думы от 29.06.2005 № 42/19, муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу со дня, следующего за днем их официального опубликования (обнародования). Официальным опубликованием муниципального правового акта считается первая публикация его полного текста в издании, определяемом решением городской Думы.
Муниципальные правовые акты органов местного самоуправления, не указанные в части 5 настоящей статьи, вступают в силу с момента их подписания, если иное не указано в самом акте (часть 7 статьи 11 Устава муниципального образования "Город Киров").
Решением Кировской городской Думы от 30.05.2012 № 3/18 определено, что официальным опубликованием (обнародованием) правовых актов органов местного самоуправления муниципального образования "Город Киров" является первая публикация полного текста в печатных изданиях "Наш Город. Газета муниципального образования "Город Киров", "Бюллетень правовых актов органов местного самоуправления муниципального образования "Город Киров" или первое размещение (опубликование) полного текста на официальном портале правовой информации органов местного самоуправления муниципального образования "Город Киров" (право-киров.рф) в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в виде электронной копии бумажного документа.
В материалы дела представлены: газета "Наш Город. Газета муниципального образования "Город Киров" № 75 (525) от 20.09.2013, в которой опубликован текст постановления администрации города Кирова от 10.09.2013 № 3426-П, а также газета "Наш Город. Газета муниципального образования "Город Киров" № 87 (537) от 01.11.2013, в которой опубликована картографическая часть Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования "Город Киров" с учетом внесенных постановлением администрации города Кирова от 10.09.2013 № 3426-П изменений.
Таким образом, требование об обязательном опубликовании акта органа местного самоуправления, которым внесены изменения в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования "Город Киров", соблюдено. Довод заявителей об обратном опровергается представленными доказательствами.
Указание обратившихся в суд предпринимателей на отсутствие подписи главы администрации в электронной копии постановления от 10.09.2013 № 3426-П, размещенной в сети Интернет, а также на несоответствие формы изложения Схемы, размещенной на сайте Правительства Кировской области, пункту 3.2.1 Порядка разработки и утверждения схемы не свидетельствует о нарушении порядка опубликования нормативных правовых актов, принятого в муниципальном образовании "Город Киров", в силу следующего.
Требований о размещении в электронном виде текста муниципальных нормативных правовых актов с обязательным воспроизведением личной подписи принявшего лица действующее законодательство не содержит. Ссылка на Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 № 1009, которые, по мнению заявителей, должны быть применены к спорным правоотношениям по аналогии, судом не принимается, поскольку распоряжением администрации города Кирова от 23.09.2009 № 419 утвержден Порядок подготовки, принятия и издания постановлений и распоряжений в администрации города Кирова.
В соответствии с пунктами 8.1 и 8.2 данного Порядка подписанные постановления и распоряжения подлежат обязательной регистрации в управлении делопроизводства и протокола. В копиях принятых постановлений и распоряжений, подготовленных управлением делопроизводства и протокола администрации и заверенных печатью для постановлений или распоряжений, подпись главы администрации в реквизите "Подпись" не воспроизводится.
Доводы о недостатках размещенной на сайте Правительства Кировской области Схемы также не принимаются судом в качестве основания для признания недействующим акта администрации города Кирова, поскольку в силу пункта 3.4 Порядка разработки и утверждения схемы на официальном сайте Правительства области в информационно-телекоммуникационной сети Интернет за размещение схемы отвечает департамент развития предпринимательства и торговли Кировской области. Организационная обязанность ответчика по направлению в этот орган изменений в Схему, внесенных оспариваемым постановлением, исполнена (том 1, л. д. 45).
Как следует из нормативных положений статьи 10 Федерального закона № 381-ФЗ, целью утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов является обеспечение устойчивого развития территорий и достижение нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Аналогичным образом цель принятия схемы определена в пунктах 1.2 и 1.2.1 Порядка разработки и утверждения схемы.
В силу пункта 2.2.1 Порядка разработки и утверждения схемы нестационарные торговые объекты размещаются для восполнения недостатка стационарных торговых объектов (в пределах элементов планировочной структуры, улиц и (или) иных заселенных территорий муниципального образования Кировской области) при недостижении норматива минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Места размещения нестационарных торговых объектов определяются в схеме с учетом наличия существующих (в пределах элементов планировочной структуры, улиц и (или) иных заселенных территорий муниципального образования) стационарных торговых объектов таким образом, чтобы в соответствующей части территории муниципального образования обеспечивалось достижение норматива минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.09.2010 № 754 утверждены Правила установления нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
В соответствии с пунктами 3, 4, 5 данных Правил нормативы разрабатываются уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с методикой расчета нормативов согласно приложению и утверждаются в составе документов, определяющих направления социально-экономического развития субъекта Российской Федерации и муниципальных образований.
Нормативы учитываются при разработке документов территориального планирования, генеральных планов, региональных и муниципальных программ развития торговли, а также схем размещения нестационарных торговых объектов, планов организации розничных рынков, ярмарок и иных форм розничной торговли на территории муниципальных образований.
Нормативы устанавливаются на срок действия документов, указанных в пункте 3 настоящих Правил, и подлежат перерасчету по истечении срока их действия с учетом оценки результатов осуществления мер по развитию торговли, обеспечению доступности продовольственных и непродовольственных товаров для населения, а также с учетом изменения базовых показателей минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов по Российской Федерации и состояния доходов населения.
Постановлением Правительства Кировской области от 20.12.2010 № 82/624 утверждены нормативы минимальной обеспеченности населения муниципальных районов, городских округов Кировской области площадью торговых объектов, согласно которым в муниципальном образовании "Город Киров" суммарный норматив минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов составляет 516 кв. м на 1 тыс. человек, норматив минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов по продаже продовольственных товаров - 157 кв. м на 1 тыс. человек, норматив минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов по продаже непродовольственных товаров - 359 кв. м на 1 тыс. человек.
В ходе судебного разбирательства установлено, что в 2011 году по заказу администрации города Кирова ОАО "Научно-исследовательский проектно-изыскательский институт "Кировпроект" разработало Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования "Город Киров".
При подготовке данной Схемы был выполнен расчет обеспеченности населения торговыми площадями в целом по муниципальному образованию "Город Киров", согласно которому суммарная обеспеченность населения площадью торговых объектов составляет 589,94 кв. м на 1 тыс. человек, обеспеченность населения площадью торговых объектов по продаже продовольственных товаров - 140,42 кв. м на 1 тыс. человек, обеспеченность населения площадью торговых объектов по продаже непродовольственных товаров - 449,52 кв. м на 1 тыс. человек.
Кроме того, подготовлен расчет обеспеченности населения площадью торговых объектов применительно к отдельным элементам планировочной структуры на 1 тыс. человек в каждом планировочном районе.
Как следует из объяснений ответчика и подтверждается представленными доказательствами, нестационарные объекты, используемые ИП М. и ИП Д., расположены в 15 планировочном районе, ИП В.И. - в 5 и 13 планировочных районах, ИП А.А. - в 5 и 21 планировочных районах.
На момент утверждения Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования "Город Киров" 12.04.2013 обеспеченность населения торговыми площадями во всех вышеуказанных элементах превышала нормативы, установленные Правительством Кировской области.
Нестационарный торговый объект, принадлежащий ИП Ч., находится в зоне промышленных и складских предприятий, где нет заселенных территорий, поэтому в данном районе норматив обеспеченности не подсчитывался.
Следовательно, доводы заявителей о том, что внесение оспариваемым нормативным правовым актом изменений в Схему в части исключения отдельных мест размещения нестационарных торговых объектов противоречит принципу достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, являются необоснованными. Доказательств того, что в результате принятия оспариваемого нормативного акта, которым были не только исключены места размещения нестационарных торговых объектов, но и включены новые, произошло снижение обеспеченности населения торговыми площадями ниже нормативов, определенных Правительством Кировской области, суду не представлено.
Таким образом, доводы предпринимателей о противоречии постановления Администрации пунктам 4, 5 Правил установления нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.09.2010 № 754, пунктам 1.2.1, 2.1, 2.2.1 Порядка разработки и утверждения схемы не нашли своего подтверждения.
В соответствии с частью 6 статьи 10 Федерального закона № 381-ФЗ утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, равно как и внесение в нее изменений не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной Схемы.
Однако, как следует из материалов дела, земельные участки, которые использовались для эксплуатации нестационарных торговых объектов, ни одному из заявителей и третьих лиц с самостоятельными требованиями не были предоставлены в соответствии с действовавшим на момент подписания договоров аренды порядком, установленным разделом 3 Положения о порядке предоставления земельных участков для размещения объектов, для возведения которых не требуется получения разрешения на строительство, а также для сезонного использования (ведения физическими лицами огородничества, сенокошения и выпаса скота) на территории муниципального образования "Город Киров", утвержденного решением Кировской городской Думы от 27.06.2007 № 4/5 (далее - Положение № 4/5).
Все договоры аренды, представленные предпринимателями в материалы настоящего дела, являются незаключенными, поскольку части земельных участков, определенные в качестве предметов этих договоров, не поставлены на государственный кадастровый учет.
В связи с чем суд приходит к выводу о том, что заявителями и третьими лицами не доказано, что до утверждения Схемы, в которую внесены изменения путем принятия оспариваемого нормативного правового акта, эксплуатация нестационарных торговых объектов была начата в соответствии с требованиями законодательства.
При таких обстоятельствах само по себе включение в Схему мест размещения нестационарных торговых объектов, которые были заняты ИП М., ИП Д., ИП Ч., ИП В.И., ИП А.А., не свидетельствует об отсутствии у ответчика права впоследствии принять нормативный правовой акт о внесении в ранее принятую Схему каких-либо изменений, в том числе в части исключения таких мест размещения, которые были заняты без соблюдения установленного законом порядка предоставления земельных участков.
В силу вышеизложенного нарушений норм Федерального закона № 381-ФЗ, в том числе части 3 статьи 3, частей 1 и 6 статьи 10, части 4 статьи 19 Федерального закона № 381-ФЗ, администрацией города Кирова при принятии постановления № 3426-П от 10.09.2013 допущено не было.
Судом также принимается во внимание, что решением Кировской городской Думы от 26.06.2013 № 16/1 установлен переходный период до 12 апреля 2014 года, до этой же даты приостановлено действие раздела 3 Положения № 4/5 в части предоставления земельных участков для размещения нестационарных торговых объектов (пункты 1, 2).
Пунктом 3 решения Кировской городской Думы от 26.06.2013 № 16/1 определено, что в переходный период хозяйствующие субъекты осуществляют торговую деятельность без оформления земельно-правовых отношений в местах, определенных действующей схемой размещения нестационарных торговых объектов, ранее занимаемых ими на основании договора аренды земельного участка, при одновременном соблюдении следующих условий:
3.1. Осуществление торговой деятельности в соответствии с требованиями правил благоустройства и требованиями законодательства, определяющими правила торговли.
3.2. Оплата фактического пользования земельным участком в размере и на условиях, определенных ранее действовавшим договором аренды земельного участка, при отсутствии задолженности по арендной плате, возникшей в период действия договора аренды земельного участка.
3.3. Осуществление торговой деятельности в соответствии со специализацией, указанной в схеме размещения нестационарных торговых объектов.
По истечении переходного периода преимущественное право на заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта без проведения аукциона в месте, ранее занимаемом в соответствии с пунктом 3 настоящего решения, будет предоставлено хозяйствующим субъектам в случае, если:
- субъектом права соблюдаются требования подпунктов 3.1 - 3.3 пункта 3 настоящего решения;
- место размещения нестационарного торгового объекта включено в схему размещения нестационарных торговых объектов, принятую на новый срок (пункт 4 решения Кировской городской Думы от 26.06.2013 № 16/1).
В ходе судебного разбирательства установлено, что на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта заявителями и третьими лицами, не заявляющими самостоятельных требований относительно предмета спора, вышеуказанные условия соблюдены не были.
Так, ИП М., ИП Д., ИП Ч., ИП В.И., ИП А.А. по состоянию на 10.09.2013 имели задолженность по плате за занятие земельных участков, используемых для размещения нестационарных торговых объектов, по адресам: ул. Свердлова, у дома № 6 (с учетным номером У0021-032/013), ул. Свердлова, у дома № 22 (с учетным номером У0021-042/011), ул. Лепсе, в районе дома № 20 (с учетным номером У0097-011/011), Октябрьский проспект, у дома № 58 (с учетным номером У0266-044/014), Октябрьский проспект, у дома № 63 (с учетным номером У0184-047/011), ул. Карла Маркса, в районе дома 45 (с учетным номером У0264-017/011), ул. Лепсе, в районе дома 56 (с учетным номером У0124-038/011).
Не имеется задолженности за фактическое занятие ИП В.И. земельного участка по адресу: город Киров, Октябрьский проспект, у дома № 58, с учетным номером У0266-0058/012. Вместе с тем данный земельный участок входит в границы земельного участка с кадастровым номером 43:40:000266:50, сформированного для эксплуатации многоквартирного жилого дома, в связи с чем начислений платы за фактическое занятие данного земельного участка не производилось.
В соответствии с требованиями Федерального закона № 381-ФЗ орган местного самоуправления вправе включать в схему размещения нестационарных торговых объектов только те объекты, которые размещены или подлежат размещению на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Поскольку согласно части 1 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" и части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок с элементами озеленения и благоустройства, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, то Администрацией обоснованно принят оспариваемый нормативный правовой акт в части исключения из Схемы земельного участка с учетным номером 0266-0058/012.
Нестационарные торговые объекты, расположенные по адресам: ул. Свердлова, 6, ул. Свердлова, 22, ул. Лепсе, 20, ул. Карла Маркса, 45, находятся в пределах посадочных площадок и площадок ожидания общественного транспорта, что противоречит пункту 3.16.1 ОСТ 218.1.002-2003 "Автобусные остановки на автомобильных дорогах. Общие технические требования", утвержденного распоряжением Минтранса Российской Федерации от 23.05.2003 № ИС-460-р, в соответствии с которым торговые киоски допускается размещать за пределами посадочных площадок и площадок ожидания.
Запрет на размещение нестационарных торговых объектов торговли на остановках транспорта общего пользования в пределах посадочной площадки установлен также пунктом 8.1.2.2 Правил внешнего благоустройства в муниципальном образовании "Город Киров", утвержденных решением Кировской городской Думы от 27.08.2008 № 19/41.
Кроме того, судом установлено, что ИП А.А. нарушен пункт 3.3 решения Кировской городской Думы от 26.06.2013 № 16/1: вместо предусмотренной в Схеме специализации "Цветы" в нестационарном торговом объекте по адресу: ул. Лепсе, в районе дома № 56, осуществляется оказание услуг кредитования "Быстроденьги".
ИП Ч. не обеспечил осуществление торговой деятельности в соответствии с требованиями законодательства, определяющими правила торговли, в подтверждение чего представлено постановление от 15.08.2013 № 13000634 о привлечении к административной ответственности продавца В.Е. за осуществление розничной продажи парфюмерно-косметической продукции без наличия ценника в нестационарном торговом объекте по адресу: г. Киров, ул. Лепсе, 20.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что оспариваемым нормативным правовым актом права заявителей и третьих лиц, заявивших самостоятельные требования, нарушены не были, поскольку обратившиеся в суд предприниматели допустили нарушения условий осуществления торговой деятельности без оформления земельно-правовых отношений, предусмотренных решением Кировской городской Думы от 26.06.2013 № 16/1.
При оценке доводов ИП Д. и ИП М. о том, что включение в Схему новых объектов возможно только с соблюдением части 2 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации, предусматривающей предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка после обсуждения на публичных слушаниях в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 17 Устава города Кирова, суд учитывает следующее.
Предметом регулирования Градостроительного кодекса Российской Федерации являются отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, а также по эксплуатации зданий, сооружений.
Отношения, связанные с разработкой и утверждением схемы, в предмет регулирования градостроительного законодательства не входят. Порядок утверждения схемы определен Правительством Кировской области путем принятия постановления № 84/668, согласно пункту 3.1 которого схема разрабатывается и утверждается органами местного самоуправления в срок до 1 ноября года, предшествующего году начала действия схемы. Требований о необходимости обсуждения на публичных слушаниях вопроса об утверждении схемы и внесения в нее изменений Порядок разработки и утверждения схемы не содержит.
В соответствии с частями 1 и 6 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: основные виды разрешенного использования; условно разрешенные виды использования; вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними. Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 39 настоящего Кодекса.
В силу частей 1 и 2 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации, на которую ссылаются заявители, физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию. Вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях.
Приведенные нормы Градостроительного кодекса Российской Федерации определяют условия, при которых допускается эксплуатация конкретного земельного участка исходя из условно разрешенного вида использования, и никоим образом не регулируют вопросы разработки схемы и внесения в нее изменений, поскольку данный документ не определяет прав физических или юридических лиц, связанных с выбором вида разрешенного использования земельного участка.
Доводы заявителей об обратном основаны на неверном толковании положений Градостроительного кодекса Российской Федерации, статья 39 которого не была нарушена ответчиком при принятии оспариваемого нормативного правового акта, равно как и часть III Правил землепользования и застройки города Кирова, утвержденных решением Кировской городской Думы от 29.04.2009 № 28/10, а также пункт 3 части 2 статьи 17 Устава города Кирова.
Осуществив в соответствии с частью 4 статьи 194 АПК РФ проверку постановления администрации города Кирова № 3426-П от 10.09.2013 "О внесении изменений в постановление администрации города Кирова от 12.04.2013 № 1508-П", суд приходит к выводу, что данный нормативный правовой акт соответствует требованиям действующего законодательства, принят полномочным органом с соблюдением предусмотренной процедуры, прав заявителей и третьих лиц, заявляющих самостоятельные требования, в сфере осуществляемой ими предпринимательской деятельности не нарушает.
В связи с чем оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Согласно статье 40 АПК РФ лицами, участвующими в деле, являются: стороны; заявители и заинтересованные лица - по делам особого производства, по делам о несостоятельности (банкротстве) и в иных предусмотренных Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации случаях; третьи лица; прокурор, государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и организации, граждане, обратившиеся в арбитражный суд в случаях, предусмотренных Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
На основании части 2 статьи 50 АПК РФ и с учетом положений статьи 44 АПК РФ третьи лица, заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора, пользуются правами и несут обязанности истца.
Таким образом, правовое положение третьего лица с самостоятельными требованиями и положение истца являются идентичными и отличаются только тем, что третье лицо вступает в дело уже после принятия судом к производству спора между соответствующими сторонами.

Следовательно, обращение в суд с требованием о признании нормативного правового акта недействующим подлежит оплате государственной пошлиной, размер которой для физических лиц в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 333.21 составляет 200 рублей.
При вступлении в дело в качестве третьего лица с самостоятельными требованиями ИП А.А. уплатил государственную пошлину в размере 100 руб., то есть не в полном размере, в связи с чем взысканию с указанного лица подлежит оставшаяся часть государственной пошлины - 100 руб.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 191, 194, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд

решил:

в удовлетворении требований индивидуального предпринимателя М. и индивидуального предпринимателя Д. о признании недействующим постановления администрации города Кирова № 3426-П от 10.09.2013 "О внесении изменений в постановление администрации города Кирова от 12.04.2013 № 1508-П" как не соответствующего части 2 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации, части III Правил землепользования и застройки города Кирова, утвержденных решением Кировской городской Думы от 29.04.2009 № 28/10, пункту 3 части 2 статьи 17 Устава города Кирова, пунктам 3.2.1 и 3.7 Порядка разработки и утверждения органами местного самоуправления Кировской области схемы размещения нестационарных торговых объектов, утвержденного постановлением Правительства Кировской области от 29.12.2010 № 84/668, отказать.
В удовлетворении требования индивидуального предпринимателя Ч. и самостоятельных требований индивидуального предпринимателя В.И. и индивидуального предпринимателя А.А. о признании недействующим постановления № 3426-П от 10.09.2013 "О внесении изменений в постановление администрации города Кирова от 12.04.2013 № 1508-П" как не соответствующего части 3 статьи 3, частям 1 и 6 статьи 10, части 4 статьи 19 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", пунктам 4 и 5 Правил установления нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.09.2010 № 754, пунктам 1.2.1, 2.1, 2.2.1, 3.7 Порядка разработки и утверждения органами местного самоуправления Кировской области схемы размещения нестационарных торговых объектов, утвержденного постановлением Правительства области от 29.12.2010 № 84/668, части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации, частям 5 и 7 статьи 11 Устава города Кирова, решению Кировской городской Думы от 30.05.2012 № 3/18 "Об опубликовании (обнародовании) правовых актов органов местного самоуправления муниципального образования "Город Киров" отказать.
Взыскать с индивидуального предпринимателя А.А. (ИНН <...>, ОГРНИП <...>) государственную пошлину в размере 100 руб. Выдать исполнительный лист на взыскание государственной пошлины.
Решение вступает в законную силу немедленно после его принятия.
На решение суда по делу об оспаривании нормативного правового акта может быть подана кассационная жалоба в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение месяца со дня его вступления в законную силу.
Кассационная жалоба подается через Арбитражный суд Кировской области.

Председательствующий
С.С.ВОЛКОВА

Судьи
Н.В.АГАЛАКОВА
Н.П.ХЛЮПИНА


------------------------------------------------------------------