По датам

2011

2012

2013

2014

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Решение Арбитражного суда Кировской области от 20.01.2014 по делу N А28-9608/2013-298/15 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующими отдельных положений решения правления региональной службы по тарифам Кировской области от 29.12.2012 N 54/1 "О тарифах на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей по Кировской области на 2013 год">



АРБИТРАЖНЫЙ СУД КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 20 января 2014 г. по делу № А28-9608/2013-298/15

Резолютивная часть решения оглашена 13 января 2014 года.
В полном объеме решение изготовлено 20 января 2014 года.
Арбитражный суд Кировской области в составе председательствующего судьи Едоминой С.А., судей Агалаковой Н.В., Волковой С.С., при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Б.Е.Г., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению первого заместителя прокурора Кировской области (место нахождения: 610000, г. Киров, ул. Володарского, 98) к региональной службе по тарифам Кировской области (ИНН 4345163236, ОГРН 1074345002665, место нахождения: 610020, г. Киров, ул. Дерендяева, 23) о признании недействующими пунктов 1.1.2, 1.1.3, 2.2, 2.3, 1.2.2, 1.2.3, 1.3.2, 1.3.3 решения правления региональной службы по тарифам Кировской области от 29.12.2012 № 54/1 "О тарифах на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей по Кировской области на 2013 год", третье лицо: Федеральная служба по тарифам (ФСТ России) (ИНН 7705513068, ОГРН 1047705032880, место нахождения: 109074, город Москва, Китайгородский проезд, д. 7), при участии в судебном заседании: заявителя - О., по доверенности от 26.12.2013; ответчика - В., по доверенности от 25.06.2013, К., по доверенности от 03.07.2013; третьего лица - Б.Е.В., по доверенности от 26.09.2013,

установил:

первый заместитель прокурора Кировской области обратился в Арбитражный суд с заявлением, с учетом уточнения, о признании недействующими пунктов 1.1.2, 1.1.3, 1.2.2, 1.2.3, 1.3.2, 1.3.3, 2.2, 2.3 решения правления региональной службы по тарифам Кировской области от 29.12.2012 № 54/1 "О тарифах на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей по Кировской области на 2013 год", как не соответствующими пункту 3.1.2.1.4-1 Положения о региональной службе по тарифам Кировской области, утвержденного постановлением Правительства Кировской области от 01.09.2008 № 144/365, приказу Федеральной службы по тарифам от 09.10.2012 № 230-э/3, абзацу 2 части 6 статьи 23.1 Федерального закона "Об электроэнергетике" от 26.03.2003 № 35-ФЗ.
В обоснование заявленных требований заявитель указывает, что в соответствии с положениями Федерального закона "Об электроэнергетике" от 26.03.2003 № 35-ФЗ, постановления Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", постановления Правительства РФ от 30.06.2004 № 332 приказом Федеральной службы по тарифам от 09.10.2012 № 230-э/3 утверждены предельные уровни тарифов на электрическую энергию, поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, на 2013 год. Поскольку приказом ФСТ России установлен максимальный уровень тарифа на электрическую энергию, поставляемую населению, соответственно, максимальный тариф на электроэнергию не должен быть превышен по Кировской области независимо от применяемой дифференциации тарифов.
В письменном отзыве на заявление от 16.09.2013 и в дополнениях к нему РСТ Кировской области указывает, что оспариваемое заявителем решение принято в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере государственного регулирования тарифов и обеспечивает возможность потребителю осуществить в своих интересах выбор варианта тарифа и не нарушает права и законные интересы потребителей, поскольку введение дифференцированных по зонам суток тарифов обеспечивает как снижение нагрузки на энергосистему в пиковой зоне, так и предоставление возможности потребителям, чье основное потребление приходится на ночную зону, получить экономию в результате применения дифференцированных по зонам суток тарифов. Кроме того, указывает, что действие приказа Федеральной службы по тарифам от 09.10.2012 № 230-э/3 не распространяется на дифференцированные по зонам суток тарифы, в связи с чем положения оспоренного тарифного решения в части установленных дифференцированных по зонам суток тарифов, по мнению ответчика, не могут противоречить приказу ФСТ России от 09.10.2012. Дифференцированные по зонам суток тарифы были рассчитаны в соответствии с Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными приказом ФСТ России от 06.08.2004 № 20-э/2.
Федеральная служба по тарифам (ФСТ России) в представленном отзыве и дополнениях к нему указывает на необоснованность доводов заявителя о несоответствии оспариваемого нормативного акта действующему законодательству. В обоснование своих доводов указывает, что ФСТ России как уполномоченный федеральный орган устанавливает предельные уровни тарифов и осуществляет федеральный государственный контроль соответствующих тарифов. Предельные минимальные и максимальные уровни тарифов на электрическую энергию для населения устанавливаются без учета особого порядка ценообразования в отношении электрической энергии, потребляемой населением, дифференциации по группам потребителей, зонам (часам) суток и календарной разбивки. При дифференциации регулируемый тариф на электрическую энергию для конечных потребителей может иметь величину, отличную от установленных предельных уровней тарифов как в большую, так и в меньшую сторону. При осуществлении органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов корректных расчетов в соответствии с формулами пункта 71 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом ФСТ России от 06.08.2004 № 20-э/2, тариф в часы пиковой зоны должен быть выше, чем одноставочный тариф на электрическую энергию, а тариф в часы ночной зоны - ниже, чем одноставочный тариф на электрическую энергию. В связи с чем факт превышения предельных уровней тарифов, утвержденных приказом ФСТ России, не может быть установлен путем сравнения величин отдельных тарифов (пик, ночь). Кроме того, представитель ФСТ России в судебном заседании пояснил, что в рамках осуществления контрольных функций ФСТ России были запрошены у региональной службы по тарифам Кировской области расчеты тарифов на электрическую энергию, дифференцированных по зонам (часам) суток. В ходе анализа представленных службой материалов признаков нарушений действующего законодательства не выявлено.
Изучив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд установил следующее.
Приказом Федеральной службы по тарифам Российской Федерации от 09.10.2012 № 230-э/3 "О предельных уровнях тарифов на электрическую энергию, поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, на 2013 год" (далее - Приказ ФСТ России № 230-э/3) установлены предельные максимальные и минимальные уровни тарифов на электроэнергию, поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, которые для Кировской области на 2013 год составляли:
с 01.01.2013: минимальный - 256,90 коп./кВт.ч, максимальный - 257,00 коп./кВт.ч;
с 01.07.2013: минимальный - 288,00 коп./кВт.ч, максимальный - 299,00 коп./кВт.ч.
В пункте 3 Приказа ФСТ России № 230-э/3 указано, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов производят дифференциацию тарифов по зонам (часам) суток в соответствии с действующим законодательством.
29.12.2012 правлением РСТ Кировской области принято решение № 54/1 "О тарифах на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей по Кировской области на 2013 год", согласно которому установлены и введены в действие в периоды с 01.01.2013 по 30.06.2013 и с 01.07.2013 по 31.12.2013 тарифы на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей Кировской области на 2013 год. Данным решением установлены одноставочный тариф на электрическую энергию, а также тарифы, дифференцированные по двум и трем зонам суток.
Указанное решение опубликовано в газете "Вести. Киров" № 3 (1875) от 18.01.2013.
Посчитав установленные названным решением РСТ Кировской области тарифы, дифференцированные по двум и трем зонам суток, не соответствующими действующему законодательству, первый заместитель прокурора Кировской области обратился в Арбитражный суд с заявлением о признании пунктов 1.1.2, 1.1.3, 1.2.2, 1.2.3, 1.3.2, 1.3.3, 2.2, 2.3 решения недействующими.
Заслушав объяснения и доводы представителей лиц, участвующих в деле, исследовав все материалы дела, Арбитражный суд приходит к выводу о том, что требование заявителя удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Согласно части 2 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокурор, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, с заявлениями о признании нормативных правовых актов недействующими, если полагают, что такой оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
В соответствии с пунктами 1, 3, 6 статьи 23.1 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) цены и предельные уровни цен на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, подлежат государственному регулированию. Предельные уровни цен на электроэнергию устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов, если иное не установлено другими федеральными законами или решением Правительства Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены на электрическую энергию (мощность), поставляемую покупателям на розничных рынках, в том числе населению и приравненным к нему категориям потребителей, в пределах указанных предельных уровней цен.
Регулируемые цены (тарифы) для поставки электрической энергии населению и приравненным к нему категориям потребителей устанавливаются регулирующим органом одновременно в 2 вариантах: одноставочная цена (тариф), включающая в себя полную стоимость поставки 1 киловатт-часа электрической энергии с учетом стоимости мощности; одноставочная, дифференцированная по 2 и по 3 зонам суток цена (тариф), включающая в себя полную стоимость поставки 1 киловатт-часа электрической энергии. Интервалы тарифных зон суток (по месяцам календарного года) утверждаются Федеральной службой по тарифам. Выбор варианта цены (тарифа) производится потребителем путем направления письменного уведомления гарантирующему поставщику (энергосбытовой, энергоснабжающей организации) с даты, указанной в уведомлении, но не ранее даты ввода в эксплуатацию соответствующих приборов учета, позволяющих получать данные о потреблении электрической энергии по зонам суток (при выборе одноставочной, дифференцированной по 2 и 3 зонам суток цены (тарифа)) (пункт 70 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178).
Приказом Федеральной службы по тарифам № 20-э/2 от 06.08.2004 утверждены Методические указания по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке (далее - Методические указания), которые предназначены для использования регулирующими органами (федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов), органами местного самоуправления, регулируемыми организациями для расчета методом экономически обоснованных расходов уровней регулируемых тарифов и цен на розничном (потребительском) рынке электрической энергии (мощности) и тепловой энергии (мощности) (пункт 2 Методических указаний).
Порядок расчета тарифов, дифференцированных по зонам суток, определен в пункте 71 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом ФСТ России от 06.08.2004 № 20-э/2, из которого следует, что в основу расчета дифференцированного по зонам суток тарифа на электроэнергию для потребителей положен средний одноставочный тариф покупки от производителей электроэнергии и с оптового рынка. В составе конечного одноставочного тарифа, дифференцированного по зонам суток, кроме ставки на электрическую энергию (мощность) оплачиваются услуги по передаче электроэнергии, сбытовая надбавка гарантирующего поставщика и услуги, связанные с процессом снабжения электроэнергией потребителей.
В этом же пункте указаны исходные данные, используемые для расчета, и методика дифференциации тарифа по зонам суток. Из формул для расчета следует, что ставка на электроэнергию одноставочного тарифа на электроэнергию, рассчитанного для нижнего диапазона, установленного органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, участвует в расчетах как одно из исходных данных, необходимых для определения ставки тарифа на электроэнергию, потребляемую в иной зоне суточного графика нагрузки.
Методика дифференциации тарифа по зонам суток (пункт 71 Методических указаний) определена таким образом, что величина дневного (пикового, полупикового) тарифа неразрывно связана с величиной ночного.
Экономическая обоснованность оспариваемых тарифов, дифференцированных по зонам суток, заявителем не оспаривается.
Из материалов дела и пояснений представителя ФСТ России следует, что в рамках осуществления контрольных функций ФСТ России были запрошены у региональной службы по тарифам Кировской области расчеты тарифов на электрическую энергию, дифференцированных по зонам (часам) суток, в ходе анализа которых признаков нарушений региональной службой по тарифам Кировской области действующего законодательства не выявлено.
Доводы заявителя о нарушении региональной службы по тарифам Кировской области при установлении дифференцированных по зонам суток тарифов пункта 3.1.2.1.4-1 Положения о региональной службе по тарифам Кировской области, утвержденного постановлением Правительства Кировской области от 01.09.2008 № 144/365, и абзаца 2 части 6 статьи 23.1 Федерального закона "Об электроэнергетике" от 26.03.2003 № 35-ФЗ, предусматривающих установление цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую покупателям на розничных рынках, в том числе населению и приравненным к нему категориям потребителей, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в пределах установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных уровней цен (тарифов), суд считает необоснованными, поскольку указанное требование относится к установлению одноставочного (не дифференцированного по зонам суток) тарифа, на основании которого в порядке, определенном пунктом 71 Методических указаний, определяются тарифы, дифференцированные по зонам суток.
Доказательств того, что положения оспариваемого нормативного акта нарушают права и законные интересы граждан и иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, заявитель в материалы дела не представил.
Учитывая изложенное, суд находит ошибочным довод заявителя о противоречии обжалуемых пунктов 1.1.2, 1.1.3, 1.2.2, 1.2.3, 1.3.2, 1.3.3, 2.2, 2.3 решения правления региональной службы по тарифам Кировской области от 29.12.2012 № 54/1 "О тарифах на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей по Кировской области на 2013 год" требованиям пункта 3.1.2.1.4-1 Положения о региональной службе по тарифам Кировской области, утвержденного постановлением Правительства Кировской области от 01.09.2008 № 144/365, приказу Федеральной службы по тарифам от 09.10.2012 № 230-э/3, абзацу 2 части 6 статьи 23.1 Федерального закона "Об электроэнергетике" от 26.03.2003 № 35-ФЗ.
При таких обстоятельствах в удовлетворении требований заявителю следует отказать.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 180, 194, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд

решил:

в удовлетворении требования первого заместителя прокурора Кировской области о признании недействующими пунктов 1.1.2, 1.1.3, 1.2.2, 1.2.3, 1.3.2, 1.3.3, 2.2, 2.3 решения правления региональной службы по тарифам Кировской области от 29.12.2012 № 54/1 "О тарифах на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей по Кировской области на 2013 год" отказать.
Решение Арбитражного суда вступает в законную силу немедленно после его принятия.
На решение суда по делу об оспаривании нормативного акта может быть подана кассационная жалоба в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение месяца со дня его вступления в законную силу.
Кассационная жалоба подается через Арбитражный суд Кировской области.

Председательствующий
С.А.ЕДОМИНА

Судьи
Н.В.АГАЛАКОВА
С.С.ВОЛКОВА


------------------------------------------------------------------