По датам

2011

2012

2013

2014

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Решение Кировского УФАС России от 19.09.2014 по делу N 18/02-14 <О нарушении товариществом собственников жилья антимонопольного законодательства, выразившемся в координации экономической деятельности операторов связи, предоставляющих услуги связи собственникам помещений в многоквартирном доме>



УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 19 сентября 2014 г. по делу № 18/02-14

Резолютивная часть решения оглашена 5 сентября 2014 года.
В полном объеме решение изготовлено 19 сентября 2014 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
председателя Комиссии Молчанова А.В. - руководителя управления, членов Комиссии: Головиной Г.Ш. - главного специалиста - эксперта отдела товарных рынков и естественных монополий; Целищева А.Н. - ведущего специалиста-эксперта отдела товарных рынков и естественных монополий;
в присутствии представителей:
заявителя - ОАО "Р" - П. по доверенности от 22.07.2014 № 06/29/99-14, Б.О. по доверенности от 03.02.2014 № 8, Ж.А. по доверенности от 25.08.2014 № 90,
ответчика - ТСЖ "У" - председателя С. (паспорт <...>),
третьих лиц:
- ОАО "М" (далее - ОАО "М") - представителя З. по доверенности от 24.04.2013 № 0061/13,
- ЗАО "Э" - представителя Ч. по доверенности от 29.01.2014 № 43 АА 0491600,
рассмотрев 5 сентября 2014 г. в открытом заседании Комиссии с объявлением резолютивной части решения дело № 18/02-14 по признакам нарушения ч. 5 ст. 11 Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", возбужденное в отношении ТСЖ "У" (<...>, далее - ответчик),

установила:

В Управление Федеральной антимонопольной службы поступило заявление (вход. регистр. № 5229 от 09.07.2014) ОАО "Р" на действия ТСЖ "У", которые выразились в понуждении заявителя заключить договор на использование общедомового имущества, расположенного по адресу: г. Киров, <...>, с ежемесячной оплатой в размере 5000 руб., а также в заключении договора о предоставлении права на производство работ и размещение оборудования с оплатой в размере 60000 рублей в год под угрозой демонтирования оборудования ОАО "Р". Кроме того, разместив на подъездах дома объявление о демонтаже с 01.07.2014 оборудования ОАО "Р" и требование к жильцам дома выбрать другого оператора связи, а именно: "Д" (ЗАО "Э"), тем самым ТСЖ "У", по мнению заявителя, нарушает положения ч. 5 ст. 11 Закона "О защите конкуренции" в виде координации экономической деятельности операторов связи в ущерб интересам ОАО "Р".
Кроме того, 02.07.2014 от гр. М. поступило заявление на действия ТСЖ "У", выразившиеся в прекращении оказания ОАО "Р" услуг доступа к сети Интернет вследствие обрезания проводов распределительной коробки Интернет-сети.
По признакам нарушения части 5 статьи 11 Федерального закона "О защите конкуренции" приказом № 368 от 25.07.2014 возбуждено дело № 18/02-14 в отношении ТСЖ "У".
В связи с необходимостью получения дополнительных документов и информации рассмотрение дела откладывалось один раз.
На заседании Комиссии представители заявителя пояснили, что ОАО "Р" обязано оказывать услуги связи всем абонентам, с которыми состоит в договорных отношениях. Размещение оборудования, предназначенного для оказания услуг связи, в жилом доме <...> было согласовано с предыдущей управляющей организацией ООО "О", получение согласия собственников жилья в данном случае не требуется, так как общество не использует общее имущество дома, а лишь разместило в каналах, которые были оборудованы еще при строительстве дома в 1995 г., кабели связи. Граждане, заключив с ОАО "Р" договоры на оказание услуг связи, тем самым дали свое согласие на размещение оборудования в помещениях, относящихся к общему имуществу многоквартирного жилого дома. Абоненты имеют право выбора оператора связи, тарифы которого наиболее соответствуют их интересам. Отключив от электроснабжения оборудование, предназначенное для оказания услуг связи, ТСЖ "У" причинило ущерб не только обществу, но и гражданам, которые в силу положений Закона "О связи" не могут быть лишены права на получение услуг связи, кроме того, в настоящее время абоненты не могут участвовать в предоставляемых оператором связи акциях. На момент рассмотрения дела 2 абонента расторгли договоры с ОАО "Р", в июле поступили 2 заявки о подключении к сетям связи, которые не могут быть удовлетворены, т.к. общество не может оказывать услуги связи ввиду отсутствия электроснабжения оборудования. Действия ТСЖ "У" нарушают положения ч. 5 ст. 11 Закона "О защите конкуренции", а также свидетельствуют о создании товариществом собственников жилья препятствий по перетоку электрической энергии.
На заседании Комиссии представитель ответчика факт нарушения не признала, считает правомерным предъявление к ОАО "Р" требования о заключении договора на размещение оборудования в подъездах жилого дома на платной основе, поскольку общество использует общедомовое имущество в целях извлечения прибыли, обязано участвовать в компенсации затрат на содержание общего имущества дома, в том числе в случае необходимости устранения аварий или иных неисправностей на электрооборудовании, нарушения целостности стен при проведении работ по прокладке кабелей, кроме того, общество не получило согласия собственников жилых помещений на размещение оборудования. Иные операторы связи заключили договор с товариществом собственников жилья на платной основе или с условием о возмещении части затрат по содержанию общего имущества дома. Товарищество собственников жилья не даст согласия заявителю на размещение оборудования на бесплатной основе, так как в доме должен быть порядок, и в этом заинтересованы все жильцы дома.
Представитель ЗАО "Э" на заседании Комиссии поддержала позицию заявителя, считает неправомерным требование товарищества собственников жилья о размещении оборудования, предназначенного для оказания услуг связи абонентам, проживающим в доме, на платной основе, данная позиция подтверждена мнением судебных инстанций по данному вопросу. ЗАО "Э" вынуждено было заключить с ТСЖ "У" договор на платной основе, действуя при этом в интересах абонентов. Однако общество полагает, что условия договоров должны быть равными для всех операторов связи. Размещение оборудования связи в жилых домах на платной основе может привести к увеличению тарифов на услуги связи.
Представитель ОАО "М" на заседании Комиссии пояснила, что общество поддерживает мнение заявителя, считая необоснованным требование товарищества собственников жилья о заключении договора на размещение оборудования на платной основе. Оборудование ОАО "М", размещенное в подъезде жилого дома <...>, предназначенное для оказания гражданам услуг связи на основании заключенных договоров, также было отключено от электроснабжения, общество неоднократно обращалось в правоохранительные органы, в возбуждении уголовного дела в отношении председателя ТСЖ С. было прекращено ввиду незначительности ущерба, причиненного имуществу общества. После первого отключения электроснабжение оборудования было восстановлено, после второго отключения электроснабжение было возобновлено лишь после заключения договора на размещение оборудования, условиями которого внесение платы не предусмотрено. Общество полагает, что действия председателя ТСЖ "У" являются неправомерными и нарушающими положения антимонопольного законодательства.
Изучив представленные сторонами документы и информацию, заслушав доводы сторон, Комиссия установила:
Оператор связи ОАО "Р" оказывает потребителям телематические услуги связи (лицензия <...>), услуги связи по передаче данных, за исключением услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации (лицензия <...>), а также услуги связи для целей кабельного вещания (лицензия <...>) на территории г. Кирова Кировской области.
Как следует из письма Кировского филиала Макрорегионального филиала "В" ОАО "Р" от 11.08.2014 № 24-07/310, в период с марта 2013 года по апрель 2014 г. ОАО "Р" было заключено 5 договоров об оказании услуг связи (телематические услуги связи, услуги связи по передаче данных, услуги связи для целей кабельного вещания) с гражданами, проживающими в жилом доме <...> (копии договоров имеются в материалах дела). После 1 июля 2014 г. 2 абонента (А. и М.) подали заявки о расторжении договоров.
Помимо ОАО "Р" в данном доме оказывали аналогичные услуги связи следующие операторы связи: ЗАО "Э" и ОАО "М".
Как следует из документов, представленных с письмом ЗАО "Э" от 13.08.2014 № 218, данный оператор связи в период с 04.09.2007 по 01.07.2014 заключил 39 договоров на оказание услуг связи, аналогичных тем, которые оказывает ОАО "Р", с гражданами, проживающими в доме <...> в г. Кирове (копии договоров имеются в материалах дела). В период с 1 июля 2014 г. по 06.08.2014 жильцы данного дома заключили с ЗАО "Э" еще 22 договора на оказание услуг связи. По состоянию на 11.08.2014 данный оператора связи имел 61 действующий договор на оказание услуг связи жильцам дома <...> в г. Кирове.
Из письма ОАО "М" от 02.09.2014 № П 03-06/0070и следует, что в период с октября 2010 г. по май 2014 г. между гражданами, проживающими в жилом доме <...> в г. Кирове, и ОАО "М" было заключено 13 договоров на оказание услуг связи (перечень абонентов имеется в материалах дела), 11.08.2014 заключен еще один договор на оказание услуг по предоставлению доступа к сети Интернет и цифрового ТВ.
Как установлено Комиссией и не опровергается сторонами, каналы, предназначенные для прокладки линий связи, в целях предоставления ОАО "Р" (его правопредшественником) услуг связи гражданам, проживающим в жилом доме <...>, были оборудованы в доме с момента его строительства в 1995 г.
Приказом Кировского филиала ОАО "Р" от 01.02.2012 № 47 был утвержден инвестиционный план проведения работ по модернизации сетей связи по новой технологии FTTx в жилых домах г. Кирова, в том числе в жилом доме <...>.
В момент проведения работ по модернизации сетей связи жилой дом <...> находился в управлении управляющей организации ООО "О".
Письмом от 15.08.2012 № 24-07/252 ОАО "Р" сообщило ООО "О" о том, что в ряде жилых домов, находящихся в управлении данной управляющей организации, в том числе в жилом доме <...>, будут проводиться работы по модернизации существующей распределительной домовой сети ОАО "Р" с установкой современного оборудования в целях предоставления жильцам комплекса телекоммуникационных услуг от одного оператора связи по минимальным тарифам. Общество просило оказать содействие в проведении работ. Письмом от 22.08.2012 № 1/5-2627 ООО "О" сообщило ОАО "Р" о необходимости согласования проведения работ с собственниками помещений в многоквартирном доме. Однако при этом выдало технические условия на оборудование связи, устанавливаемое в жилых домах, с присоединяемой мощностью 0,035 кВт в числе прочих и по жилому дому <...>. Согласно представленной в материалы дела Справке подрядной организации "П" работы по подключению нового оборудования к сетям внутреннего электроснабжения жилого дома <...> были выполнены согласно выданным техническим условиям без замечаний. 30.01.2013 между ООО "О" и КТС Кировского филиала ОАО "Р" был подписан акт разграничения балансовой принадлежности электрических сетей и эксплуатационной ответственности сторон: граница определена на наконечниках кабелей во ВРУ дома в сторону потребителя. Дополнительным соглашением от 20.03.2013 к договору электроснабжения № 030361, заключенным между ОАО "К" и ОАО "Р", включены дополнительные объекты, в том числе "Н" (МУП "Г" ВРУ жилого дома <...>), объем энергопотребления оборудования FTTB определен в размере 26 кВт.ч в месяц. В результате оплата расходов за электроснабжение установленного в данном жилом доме оборудования осуществляется за счет средств ОАО "Р".
После проведения плановых работ по модернизации сетей связи по новой технологии FTTx в конце 2012 года ОАО "Р" заключило договоры на оказание услуг связи с пятью собственниками жилых помещений, проживающими в доме <...>.
Комиссия соглашается с мнением ОАО "Р" о том, что оператор связи в силу положений жилищного законодательства не имеет права инициировать проведение собрания собственников жилых помещений в многоквартирных жилых домах. Кроме того, поскольку распределительная сеть была проложена в доме с момента его строительства в 1995 году, т.е. до вступления в силу Жилищного кодекса РФ, в 2012 году проводились лишь работы по модернизации сети, следовательно, согласия собрания собственников помещений в многоквартирном жилом доме на проведение работ по модернизации сетей связи не требовалось.
Также Комиссия считает, что, выдав технические условия на электроснабжение оборудования, предназначенного для оказания ОАО "Р" услуг связи, и подписав акт разграничения балансовой принадлежности электрических сетей и эксплуатационной ответственности сторон, тем самым ООО "О" согласовало ОАО "Р" размещение оборудования, предназначенного для оказания услуг связи в помещениях, относящихся к общему имуществу многоквартирного жилого дома <...>.
Решением общего собрания собственников и нанимателей помещений в многоквартирном жилом доме по адресу: г. Киров, <...>, от 15.01.2014 (протокол № 7) был принят способ управления многоквартирным жилым домом - создание товарищества собственников жилья (ТСЖ) "У", председателем ТСЖ избрана С. Согласно свидетельству о государственной регистрации юридического лица <...> в ЕГРЮЛ внесена запись о создании ТСЖ "У" 14.02.2014 под основным государственным регистрационным номером <...>, в тот же день товарищество зарегистрировано в ИФНС по г. Кирову, ему присвоен ИНН <...>. С указанного момента управление многоквартирным жилым домом <...> осуществляет ТСЖ "У".
Письмом от 08.04.2014 председатель ТСЖ "У" С. предложила ОАО "Р" заключить договор на использование общедомового имущества по адресу: <...>, с ежемесячной оплатой в размере 5000 руб. за получение коммерческой прибыли в качестве аренды.
Письмом от 05.05.2014 № 0609/05/875-14 ОАО "Р" пояснило ТСЖ "У" о том, что общество оказывает гражданам, проживающем в данном доме, услуги связи (в том числе телематические услуги связи, услуги связи по передаче данных) на основании заключенных с абонентами договоров, а также выполняет комплекс работ по техническому обслуживанию телекоммуникационного оборудования. Оборудование приобреталось и устанавливалось за счет средств ОАО "Р", общество самостоятельно несет расходы по электроснабжению данного оборудования. Жильцы дома, пользующиеся услугами ОАО "Р", не несут дополнительных расходов по содержанию и обслуживанию оборудования, предназначенного для оказания услуг связи. При этом ОАО "Р" предложило заключить безвозмездный договор на размещение телекоммуникационного оборудования в местах общего пользования жилого дома.
В ответ на указанное письмо ТСЖ "У" сообщило обществу письмом от 09.06.2014 о том, что ни ООО "О", ни ОАО "К" не имели права давать разрешение ОАО "Р" на подключение и установку оборудования в отсутствие разрешения жильцов дома, решение собрания жильцов по данному вопросу отсутствует. В срок до 20 июня 2014 г. ТСЖ "У" потребовало от заявителя предоставить договор на производство работ и размещение оборудования и осуществить оплату в размере 60000 рублей в год. ТСЖ "У" уведомило общество о том, что в противном случае оборудование будет демонтировано и будет выставлен счет на восстановление испорченного имущества в размере 300000 рублей.

ОАО "Р" в ответ на указанное требование письмом от 23.06.2014 № 10-06/40 вновь пояснило товариществу собственников жилья о том, что модернизация оборудования была осуществлена по согласованию с предыдущей управляющей организацией ООО "О", что оператор связи не имеет возможности инициировать проведение общего собрания собственников, что не требуется согласия собственников жилых помещений на проведение работ по модернизации сетей связи, что общее имущество собственников жилого дома не используется в интересах оператора связи для оказания услуг своим абонентам, а предназначено лишь для размещения оборудования с целью передачи данных по линии связи между узлом связи и пользовательским (оконечным) оборудованием. В данном письме также сообщается о том, что согласно ст. 7 Федерального закона "О связи" сети и сооружения связи находятся под защитой государства. Данная норма наряду с Правилами охраны линий и сооружений связи, утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.09.1995 № 578, направлена на недопущение нарушений нормальной работы взаимоувязанной сети связи Российской Федерации, а также нанесения ущерба интересам граждан, производственной деятельности хозяйствующих субъектов, обороноспособности и безопасности государства. ОАО "Р" предупредило ТСЖ "У" о том, что любые действия, следствием которых будет являться повреждение указанной линии связи, принадлежащей ОАО "Р", приведут к массовому сокращению услуг связи у абонентов и будут квалифицированы как незаконные, что повлечет обязанность возмещения материального ущерба.
После получения ТСЖ "У" данного письма на доске объявлений в подъездах жилого дома <...> было размещено объявление следующего содержания: "С 1 июля будет производиться демонтаж оборудования ОАО "Р" в связи с незаконной установкой в нашем доме. Просьба жильцов выбрать другого законного оператора, которым на данный момент является "Д" (на основании договора о возмездном пользовании общедомовым имуществом по адресу: <...>. Подпись С.".
Письмом от 01.07.2014 № 0609/05/415-14 ОАО "Р" направило в адрес ТСЖ "У" (получено председателем ТСЖ С. 03.07.2014) проект договора размещения телекоммуникационного оборудования от 01.07.2014, которым предусмотрена возможность размещения оборудования ОАО "Р" в части помещений, находящихся в составе общего имущества дома, на безвозмездной основе (п. 1.1 и п. 3.1 проекта договора). Указанный проект договора подписан со стороны ТСЖ "У" с протоколом разногласий к п. 3.1 договора, протоколом разногласий предусмотрена плата за размещение оборудования в размере 24000 рублей в год. Стороны не достигли согласия по спорному условию договора.
Исходя из изложенного, единственным основанием для получения ОАО "Р" возможности оказывать услуги связи жильцам дома, расположенного по адресу: г. Киров, <...>, является заключение с ТСЖ "У" возмездного договора на пользование общим имуществом дома.
По мнению ОАО "Р", изложенному в письме от 11.08.2014 № 24-07/310, в случае заключения договоров на размещение телекоммуникационного оборудования в жилых домах на возмездной основе, в том числе с ТСЖ "У", произойдет увеличение тарифов на услуги связи, общество обосновало это тем, что стоимость услуги связи формируется из затрат оператора связи, в том числе и затрат, связанных с размещением оборудования (средств связи) в жилых домах, которые в связи с взиманием платы за размещение оборудования связи будут включены в себестоимость услуг связи. При этом оператор связи должен выдерживать определенный уровень рентабельности при оказании таких услуг связи. Поэтому заключение возмездных договоров, предусматривающих взимание с оператора связи платы за размещение оборудования связи, приведет к повышению размера тарифов на услуги связи за счет включения в себестоимость такой услуги соответствующей части платы за размещение оборудования связи (средств связи) в многоквартирных жилых домах. Кроме того, представители ОАО "Р" пояснили, что с учетом того, что общество оказывало в доме <...> услуги связи лишь 5 абонентам, необходимость внесения платежей в размере 60000 руб. в год экономически не выгодна для данной коммерческой организации, заведомо ставит ОАО "Р" в невыгодное положение по сравнению с другими операторами связи и может привести к отказу ОАО "Р" от предоставления услуг связи собственникам помещений, расположенных в жилом доме <...> в г. Кирове.
03.07.2014 по инициативе председателя ТСЖ "У" С. электроснабжение устройства FTTB, установленного по адресу: <...>, было прекращено, что подтверждается актом осмотра электрического присоединения от 03.07.2014, составленным с участием представителей ОАО "Р" и председателя ТСЖ "У" С. Из текста указанного акта следует, что напряжение 220 В не подается на вводной автомат, установленный в шкафу FTTB, по причине отключения автомата ОАО "Р", установленного во ВРУ дома <...>, в связи с выключением его представителями ООО "С" по заявлению председателя ТСЖ "У" С., причина отключения дописана от руки: "незаключение договора на возмездное пользование", указанный текст подписан С. В результате указанных действий в период с 03.07.2014 по настоящее время ОАО "Р" не имеет возможности оказывать своим абонентам услуги связи, предусмотренные заключенными с гражданами договорами.
Факт прекращения оказания ОАО "Р" услуг связи подтверждается заявлением М., направленным в адрес антимонопольной службы с просьбой разобраться в причине прекращения оказания услуг по доступу к сети Интернет.
В связи с отказом ОАО "Р" заключить возмездный договор на размещение оборудования FTTB, предназначенного для оказания услуг связи гражданам, проживающим в доме <...>, ТСЖ "У", в лице председателя С., рекомендовало собственникам и нанимателям жилых помещений дома пользоваться только услугами ЗАО "Э" ("Д").
После прекращения электроснабжения оборудования FTTB, размещенного в местах общего пользования жилого дома <...>, приведшего к невозможности оказания оператором связи договорных обязательств по оказанию услуг связи, от 2 абонентов в адрес ОАО "Р" поступили заявления о расторжении ранее заключенных договоров: 02.07.2014 от А., 07.08.2014 от М. Кроме того, в письме от 11.08.2014 № 24-07/310 ОАО "Р" сообщает антимонопольному органу о том, что общество после 1 июля 2014 г. не заключало с гражданами, проживающими в доме <...>, новые договоры на оказание услуг связи, несмотря на то, что двумя собственниками жилых помещений, расположенных в указанном доме, поданы заявки о заключении договора. В связи с отсутствием электроснабжения оборудования связи ОАО "Р" не имеет возможности подключить к сети связи новых абонентов и оказывать им услуги связи.
Таким образом, действия ТСЖ "У" по понуждению ОАО "Р" к заключению возмездного договора на размещение средств связи в местах общего пользования жилого дома <...> путем отключения от электроснабжения принадлежащего ОАО "Р" оборудования, приведшего к невозможности оказания услуг связи абонентам, предложение собственникам и нанимателям помещений данного дома заключать договоры на оказание услуг связи с иным оператором связи - ЗАО "Э" привели к расторжению потребителями ранее заключенных с ОАО "Р" договоров на оказание услуг связи и могут привести к отказу от заключения потребителями соответствующих договоров с иными, кроме ЗАО "Э", операторами связи, в том числе ОАО "Р".
На момент отключения от электроснабжения оборудования, принадлежащего ОАО "Р", между ТСЖ "У" и ЗАО "Э" действовал договор о предоставлении права на производство работ и размещение оборудования от 01.04.2014 № КРВ-84620, в соответствии с п. 1.1 которого ТСЖ "У" предоставило пользователю - ЗАО "Э" право на производство строительно-монтажных работ по размещению специального оборудования и прокладку кабельных линий в жилом доме, расположенном по адресу: г. Киров, <...>, а также право протягивать воздушные кабельные линии с крыши жилого дома на крыши близлежащих домов и осуществлять обслуживание оборудования и кабельных линий. ЗАО "Э" предоставлено право оказывать жильцам дома, заключившим договор, услуги связи. В соответствии с п. 1.2 договора оператору связи предоставлено право по размещению специального оборудования на крыше, лестничных маршах, техническом этаже и в тамбуре лифтового помещения дома силами оператора связи или подрядной организации. Пунктом 3.1 договора стоимость предоставленных данному оператору связи прав определена в размере 12000 (двенадцать тысяч) рублей, что значительно ниже суммы, предложенной при заключении договора ОАО "Р" (60000 руб. в год).
На вопрос Комиссии, почему для разных операторов связи была определена разная стоимость платы за право размещения оборудования в местах, относящихся к общему имуществу собственников жилого дома, председателем ТСЖ "У" было дано устное пояснение о том, что на момент направления предложения о заключении договоров, ей было неизвестно, какую сумму операторы связи согласятся заплатить за размещение оборудования связи. Комиссия полагает, что ТСЖ "У" не представило объективных доказательств, обосновывающих разный размер платы за размещение оборудования связи в помещениях, относящихся к общему имуществу дома, предложенный для оплаты разным операторам связи.
Представитель ЗАО "Э" пояснил, что общество вынуждено было заключить вышеупомянутый договор во избежание негативных последствий в виде невозможности оказания своим абонентам услуг связи. При этом общество считает, что заключение договора на размещение в подъездах дома оборудования, предназначенного для оказания услуг связи, на возмездной основе не соответствует требованиям действующего законодательства. Достаточным основанием для размещения оборудования связи в помещениях, относящихся к общему имуществу собственников жилого дома, является заключение гражданами публичного договора на оказание услуг связи с выбранным им оператором связи.
Из письма ЗАО "Э" от 02.09.2014 № 233 следует, что по состоянию на 29.08.2014 в 16 жилых домах размещено оборудование данного оператора связи на платной основе, что составляет 0,80% от общего числа жилых домов, в которых общество оказывает услуги связи. Согласно письму ЗАО "Э" от 13.08.2014 № 218 общество не увеличивало тарифы на оказание услуг связи в связи с заключением с управляющими организациями, товариществами собственников жилья, в т.ч. с ТСЖ "У", возмездного договора на размещение оборудования. Однако увеличение расходов на размещение оборудования может явиться причиной для увеличения тарифов на предоставление услуг связи.
ОАО М", привлеченное к рассмотрению дела № 18/02-14 в качестве третьего лица, письмом от 02.09.2014 № П03-06/0070и сообщило, что ТСЖ "У" создавало препятствия по предоставлению услуг связи абонентам ОАО "М", проживающим по адресу: г. Киров, <...>, в связи с не заключением ОАО "М" возмездного договора на размещение сети связи. Препятствия выразились в отключении электропитания оборудования ОАО "М" 04.06.2014 и в период с 30.06.2014 по 08.08.2014. В связи с данными обстоятельствами ОАО "М" дважды обращалось в полицию с заявлениями о возбуждении в отношении председателя ТСЖ "У" уголовного дела. Однако по обоим случаям постановлениями об отказе в возбуждении уголовного дела от 13.06.2014 и от 10.07.2014, вынесенными УУП ОУУП и ПДН ОП № 1 УМВД России по г. Кирову Ж.Р., в возбуждении уголовного дела в отношении С. было отказано за отсутствием состава преступления ввиду малозначительности причиненного ущерба. Из указанных постановлений следует, что 04.06.2014 С. обрезала линию связи ОАО "М" в подъезде дома <...>, а также 30.06.2014 электриком обслуживающей компании "С" по указанию С. была отключена линия связи ОАО "М" в подъезде жилого дома <...>.
Причиной отключения оборудования ОАО "М" от электроснабжения был отказ оператора связи заключить договор на размещение оборудования связи в местах общего пользования жилого дома <...>.

В адрес ОАО "М" поступило заявление с предложением заключить договор на использование общедомового имущества по адресу: <...>, с ежемесячной оплатой в качестве аренды в размере 5000 руб., заявление было подписано председателем ТСЖ "У" С. и датировано 03.04.2014. Письмом от 08.05.2014 № П 03/0016и ОАО "М" сообщило ТСЖ "У" о том, что объекты общего имущества многоквартирного дома могут быть переданы в пользование иным лицам в случае, если это не нарушает права и законные интересы граждан и юридических лиц, на основании решений собственников помещений в многоквартирном доме. ОАО "М" обусловило возможность заключения с ТСЖ "У" представлением в адрес филиала пакета учредительных документов ТСЖ, протокола общего собрания собственников помещений жилого дома по вопросу о предоставлении оператору связи права пользования общим имуществом жилого дома на основании договора. Поскольку перечисленные документы в адрес ОАО "М" не поступили, соответствующий договор о предоставлении в пользование общего имущества данного дома на возмездной основе между сторонами не был заключен.
После отключения электроснабжения оборудования связи, принадлежащего ОАО "М", между ТСЖ "У" и ОАО "М" был заключен договор размещения сетей связи от 11.08.2014 № 252, по условиям которого ТСЖ, действуя в интересах собственников помещений многоквартирного дома, предоставляет оператору связи возможность разместить в нежилых помещениях дома сеть связи оператора, которая состоит из магистральных кабелей связи, кабельных вертикалей (ПВХ труб), телекоммуникационных коробок (сейфов), оборудования связи, абонентских отводов. Пунктом 7.1 указанного договора взимание с оператора связи платы за размещение сети на объектах общего имущества дома не предусмотрено, однако п. 3.3 договора предусмотрена обязанность оператора связи осуществлять уборку мусора по окончании работ, производить восстановление поврежденных по вине оператора конструкций здания и кровли, зашпатлевывать отверстия, устранять выбоины, возникшие при проведении монтажных работ. После заключения указанного договора электроснабжение оборудования ОАО "М" было возобновлено, что позволило обществу возобновить оказание услуг связи своим абонентам.
ОАО "М" считает незаконным требование ТСЖ "У" о заключении возмездного договора на размещение в местах общего пользования дома оборудования, предназначенного для оказания услуг связи, а также ОАО "М" считает незаконными действия ТСЖ по установлению препятствий операторам связи в допуске к общему имуществу дома с целью размещения сети связи, необходимой для оказания услуг связи собственникам помещений в многоквартирном доме.
Из письма ОАО "М" от 02.09.2014 № П03-06/0070и следует, что в г. Кирове отсутствуют жилые дома, в которых оборудование фиксированной связи ОАО "М" размещено на условиях оплаты за использование общего имущества многоквартирного жилого дома. Однако в случае возникновения необходимости заключения возмездных договоров на размещение фиксированной сети связи ОАО "М" вынуждено будет рассмотреть вопрос об увеличении тарифов на услуги связи.
Кроме того, из представленных сторонами документов следует, что в период отключения по инициативе председателя ТСЖ "У" электроснабжения оборудования и невозможности вследствие этого ОАО "М" оказывать абонентам услуги связи бывшие абоненты ОАО "М" (Б.А., Б.Н., К., Ш.) заключили договоры на оказание услуг связи с ЗАО "Э".
Из устных и письменных объяснений председателя ТСЖ "У" С. следует, что инициатива по заключению с операторами связи возмездных договоров на размещение в помещениях, относящихся к общему имуществу дома, оборудования, предназначенного для оказания услуг связи, принадлежит ей как лицу, которого выбрали жильцы дома, что все договоры с ресурсоснабжающими организациями от имени ТСЖ "У" подписаны председателем ТСЖ, являющимся единственным сотрудником ТСЖ. Собрания собственников помещений многоквартирного жилого дома <...> по данному вопросу не проводилось. Необходимость внесения операторами связи платы за размещение оборудования С. пояснила тем, что поскольку операторы связи используют общее имущество жилого дома в целях извлечения прибыли, то они обязаны нести расходы на содержание этого имущества. Кроме того, у товарищества собственников жилья должны быть денежные средства на восстановление электрооборудования на случай аварии. Кроме того, необходимость заключения платного договора на размещение оборудования ТСЖ "У" мотивирует ненадлежащим состоянием кабелей связи.

Изучив представленные ТСЖ "У" документы, Комиссия пришла к выводу о том, что в соответствии с п. 3.2 устава ТСЖ "У", утвержденного решением учредительного собрания собственников помещений жилого дома по адресу: г. Киров, <...>, товарищество собственников жилья вправе предоставлять в пользование или ограниченное пользование часть общего имущества в многоквартирном доме в случаях, если это не нарушает прав и законных интересов собственников и владельцев помещений в многоквартирном доме. Однако принятие решений по вопросам определения направлений использования дохода от хозяйственной деятельности, утверждение сметы доходов и расходов товарищества, а также принятие решений по вопросам, предусмотренным жилищным законодательством, отнесено к компетенции общего собрания товарищества (п. 8.2 устава). Устав не содержит положений, наделяющих председателя ТСЖ самостоятельно решать вопросы о предоставлении в пользование помещений жилого дома, относящихся к общему имуществу собственников.
Также Комиссия не соглашается с доводами ответчика о ненадлежащем состоянии оборудования связи, принадлежащего ОАО "Р", поскольку этот довод опровергается актом осмотра домовой распределительной сети FTTB, составленным 26.08.2014 с участием представителей ОАО "Р" и председателя ТСЖ С.
Оценивая действия ТСЖ "У" на предмет соблюдения требований антимонопольного законодательства, Комиссия учитывает следующее.
Антимонопольное законодательство в соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона "О защите конкуренции" основывается на Конституции РФ и ГК РФ. В силу ч. 1 ст. 34 Конституции РФ каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Частью 3 ст. 55 Конституции РФ установлено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Конституционный суд РФ в п. 2 постановления от 24.06.2009 № 11-П указал, что в силу конституционного принципа справедливости, в частности необходимости обеспечения баланса прав и обязанностей всех участников рыночного взаимодействия, свобода, признаваемая за лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, равно как и гарантируемая им защита, должны быть уравновешены обращенным к этим лицам требованием ответственного отношения к правам и свободам тех, кого затрагивает их хозяйственная деятельность. При этом не допускается как экономическая деятельность, направленная на монополизацию (ч. 2 ст. 34 Конституции РФ), так и использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции и злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке (ч. 1 ст. 10 ГК РФ).
Согласно ч. 2 ст. 1 Закона "О защите конкуренции" целями антимонопольного законодательства являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в РФ, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
Исходя из положений п. 1 ч. 1 ст. 1 Закона "О защите конкуренции", антимонопольное законодательство определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения монополистической деятельности, под которой согласно п. 10 ст. 4 Закона "О защите конкуренции" понимается злоупотребление хозяйствующим субъектом своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью. В ст. 4 Закона "О защите конкуренции" под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (п. 7), а признаками ограничения конкуренции являются сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, а также иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке (п. 17).
Закон "О защите конкуренции" формулирует требования для хозяйствующих субъектов при их вступлении в гражданско-правовые отношения с другими участниками гражданского оборота.
В ст. 4 Закона "О защите конкуренции" даны следующие понятия:
- товар - объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот (п. 1);
- товарный рынок - сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических), исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности, приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.
В рамках настоящего дела стороны (ОАО "Р", ЗАО "Э", ОАО "М", ТСЖ "У") вступили в правоотношения по поводу предоставления помещений, относящихся к общему имуществу многоквартирного жилого дома <...>, в целях предоставления гражданам, проживающим в этом доме, услуг связи.
В Федеральном законе от 07.07.2003 № 126-ФЗ "О связи" (ред. от 21.07.2014) содержатся следующие понятия:

- услуга связи - деятельность по приему, обработке, хранению, передаче, доставке сообщений электросвязи или почтовых отправлений (п. 32);
- электросвязь - любые излучение, передача или прием знаков, сигналов, голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или сообщений любого рода по радиосистеме, проводной, оптической и другим электромагнитным системам (п. 35);
- сеть связи - технологическая система, включающая в себя средства и линии связи и предназначенная для электросвязи или почтовой связи (п. 24);
- средства связи - технические и программные средства, используемые для формирования, приема, обработки, хранения, передачи, доставки сообщений электросвязи или почтовых отправлений, а также иные технические и программные средства, используемые при оказании услуг связи или обеспечении функционирования сетей связи, включая технические системы и устройства с измерительными функциями (п. 28);
- линии связи - линии передачи, физические цепи и линейно-кабельные сооружения связи (п. 7);
- оператор связи - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги связи на основании соответствующей лицензии (п. 12);
- пользователь услугами связи - лицо, заказывающее и (или) использующее услуги связи (п. 16);
- абонент - пользователь услугами связи, с которым заключен договор об оказании таких услуг при выделении для этих целей абонентского номера или уникального кода идентификации (п. 1).
В соответствии с ч. 1 ст. 44 Федерального закона 2003 г. № 126-ФЗ "О связи" операторы связи оказывают пользователям услуги связи на основании договора об оказании услуг связи, заключенного в соответствии с гражданским законодательством и правилами оказания услуг связи.
Согласно ч. 1 ст. 45 Закона "О связи" договор об оказании услуг связи, заключаемый с гражданами, является публичным договором. В силу положений ст. 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (в том числе услуги связи). При этом частью 3 ст. 426 ГК РФ установлено, что отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается.
Пользователь услугами связи, с которым заключен договор об оказании таких услуг при выделении для этих целей абонентского номера или уникального кода идентификации, именуется абонентом (п. 1 ст. 2 Закона "О связи"). При этом обеспечение предоставления абоненту и (или) пользователю доступа к сети связи лицензиата входит в Перечень лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания телематических услуг связи (пп. "а" п. 4 раздела XV Перечней лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания соответствующих услуг связи, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18.02.2005 № 87).
В п. 2 Правил оказания телематических услуг связи (утверждены постановлением Правительства РФ от 10.09.2007 № 575) под технической возможностью предоставления доступа к сети передачи данных понимается одновременное наличие незадействованной монтированной емкости узла связи, в зоне действия которого запрашивается подключение пользовательского (оконечного) оборудования к сети передачи данных, и незадействованных линий связи, позволяющих сформировать абонентскую линию связи между узлом связи и пользовательским (оконечным) оборудованием; под предоставлением доступа к сети передачи данных - совокупность действий оператора связи по формированию абонентской линии, подключению с ее помощью пользовательского (оконечного) оборудования к узлу связи сети передачи данных либо по обеспечению возможности подключения к сети передачи данных пользовательского (оконечного) оборудования с использованием телефонного соединения или соединения по иной сети передачи данных в целях обеспечения возможности оказания абоненту и (или) пользователю телематических услуг связи; под абонентской линией - линия связи, соединяющая пользовательское (оконечное) оборудование с узлом связи сети передачи данных. Адрес установки пользовательского (оконечного) оборудования и описание абонентской линии согласно пп. "е" п. 22 Правил оказания телематических услуг связи должны быть указаны в договоре об оказании телематических услуг связи.
Предоставление пользователям услуг связи возможно только при условии размещения соответствующего оборудования оператором связи на объектах, относящихся к общему имуществу многоквартирного дома, к которым относятся помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы) - п. 1 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ, а также механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, - п. 3 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ.
Внешней границей сетей электроснабжения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома (п. 8 Правил № 491).

Общее имущество в многоквартирном доме согласно п. 1 ст. 290 ГК РФ и ч. 1 ст. 36 ЖК РФ принадлежит собственникам квартир в этом доме на праве общей долевой собственности. В соответствии с ч. 2 ст. 36 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме. Применительно к общему имуществу в многоквартирном доме каждый из собственников жилого помещения в многоквартирном жилом доме вправе пользоваться общим имуществом многоквартирного жилого дома, в том числе и в целях размещения телекоммуникационного оборудования, которое необходимо для оказания услуг связи.
Владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников, а при недостижении согласия - в порядке, установленном судом (п. 1 ст. 247 ГК РФ). Согласно ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были связаны с лишением владения.
В соответствии с ч. 4 ст. 36 ЖК РФ по решению собственников помещений в многоквартирном доме, принятому на общем собрании таких собственников, объекты общего имущества в многоквартирном доме могут быть переданы в пользование иным лицам в случае, если это не нарушает права и законные интересы граждан и юридических лиц.
Согласно п. 3 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ принятие решений о пользовании общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме иными лицами, в том числе о заключении договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, если для их установки и эксплуатации предполагается использовать общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, отнесено к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Таким образом, исходя из положений ст. 44 ЖК РФ следует, что только собственники помещений общим собранием собственников помещений в многоквартирном жилом доме вправе принять решение об определении порядка пользования операторами связи общим имуществом дома, либо изменении порядка пользования общим имуществом, сложившегося в результате заключения собственниками квартир договоров на оказание возмездных услуг по предоставлению доступа к сети Интернет и кабельного (цифрового) телевидения, либо о запрете конкретному оператору связи (или всем операторам связи) размещать принадлежащее ему (им) оборудование в доме.
В отсутствие решения собрания собственников по данным вопросам единственным основанием для размещения оператором связи средств и линий связи на общем имуществе в многоквартирном доме является договор об оказании услуг связи, заключаемый абонентом с выбранным им оператором связи.
По общему правилу граждане (физические лица) и юридические лица в силу п. 2 ст. 1 ГК РФ приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Вместе с тем ТСЖ "У" указывает, что действует в интересах собственников помещений многоквартирного дома. Гражданский кодекс РФ допускает совершение действий и в чужом интересе как на основании соответствующего поручения заинтересованного лица (ч. 1 ст. 1005 ГК РФ), так и без поручения, иного указания или заранее обещанного согласия заинтересованного лица в целях предотвращения вреда его личности или имуществу, исполнения его обязательства или в его иных непротивоправных интересах (ч. 1 ст. 980 ГК РФ), но при этом сделки в чужом интересе всегда совершаются за счет заинтересованного лица (ст. 1001 ГК РФ, ч. 1 ст. 971 и ч. 1 ст. 990, ст. 986 ГК РФ). Так, оплата подрядчиком предоставленных ему заказчиком услуг (по передаче в пользование необходимых для осуществления работ здания и сооружения, обеспечению транспортировки грузов в его адрес, временной подготовке сетей энергоснабжения, водо- и паропровода и других) согласно ч. 3 ст. 747 ГК РФ осуществляется в случаях и на условиях, предусмотренных договором с заказчиком. При этом обязательство на основании ст. 410 ГК РФ прекращается полностью или частично зачетом встречного однородного требования, для которого достаточно заявления одной стороны. Те же правила применяются и в отношении третьего лица, привлеченного заказчиком (должником) для оказания подрядчику (кредитору) соответствующих услуг, т.е. подрядчику достаточно заявить привлеченному заказчиком третьему лицу о зачете встречного денежного требования.
Применительно к общему имуществу в многоквартирном доме встречное исполнение обязательства абонента по содействию оператору связи в размещении средств и линий связи и их энергоснабжении обеспечивается путем заключения с управляющей организацией договора управления многоквартирным домом.
В силу ч. 2 ст. 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме могут выбрать один из следующих способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем шестнадцать; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
В соответствии с ч. 1 ст. 135 ЖК РФ товариществом собственников жилья (далее - ТСЖ) признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме либо в случаях, указанных в ч. 2 ст. 136 настоящего Кодекса, имуществом собственников помещений в нескольких многоквартирных домах или имуществом собственников нескольких жилых домов, обеспечения владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме либо совместного использования имущества, находящегося в собственности собственников помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества, принадлежащего собственникам нескольких жилых домов, осуществления деятельности но созданию, содержанию, сохранению и приращению такого имущества, предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся в соответствии с настоящим Кодексом помещениями в данных многоквартирных домах или данными жилыми домами, а также для осуществления иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирными домами либо на совместное использование имущества, принадлежащего собственникам помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества собственников нескольких жилых домов.
Согласно ч. 1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В силу п. 8 ст. 138 ЖК РФ ТСЖ обязано представлять законные интересы собственников помещений в многоквартирном доме, связанные с управлением общим имуществом в данном доме, в том числе в отношениях с третьими лицами.
Пункт 6 ст. 138 ЖК РФ устанавливает обязанность ТСЖ обеспечивать соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме при установлении условий и порядка владения, пользования и распоряжения общей собственностью.

Исходя из вышеизложенного, товарищество собственников жилья, которому переданы функции управления многоквартирным жилым домом, обязано предпринимать меры по надлежащему содержанию общего имущества многоквартирного дома, представлять интересы собственников помещений данного дома, решать вопросы о предоставлении в пользование третьим лицам помещений дома, относящихся к общему имуществу, однако указанные полномочия ТСЖ имеет право реализовать только в пределах, установленных решением общего собрания собственников помещений. Ни в уставе ТСЖ "У", ни в решении собрания собственников помещений от 15.01.2014, которым был выбран способ управления многоквартирным жилым домом <...>, не содержится положений, предоставляющих ТСЖ "У" либо председателю ТСЖ предоставлять в пользование третьим лицам на платной основе помещения, относящиеся к общему имуществу данного многоквартирного жилого дома.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 ЖК РФ бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме возложено на собственников помещений в многоквартирном доме. При этом доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
Исходя из положений ч. 2.2 ст. 161 ЖК РФ, при управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом указанные товарищество или кооператив несут ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме. Согласно ч. 2 ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В силу ч. 1 ст. 156 ЖК РФ плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства. Следовательно, любая направленная на достижение целей управления многоквартирным жилым домом деятельность управляющей организации, в том числе ТСЖ, полностью компенсируется и достаточно вознаграждается вносимой собственниками жилых помещений платой за жилое помещение (ст. 154, ч. 1 ст. 156, п. 3 ч. 3 ст. 162 ЖК РФ). Требование товарищества собственников жилья о возложении бремени содержания общего имущества многоквартирного жилого дома на операторов связи, пользующихся этим имуществом для размещения средств и линий связи, не соответствует положениям жилищного законодательства.
Если собственниками помещений многоквартирного дома не принято в установленном законом порядке решение об установлении платного порядка пользования оператором связи общим имуществом дома в целях размещения средств и линий связи, необходимых для обеспечения доступа абонента к сети связи оператора связи в доме, управляющая организация не вправе требовать от оператора связи внесения за это какой бы то ни было платы и заключения соответствующего договора на платной основе.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 44 Жилищного кодекса РФ к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится вопрос принятия решений о реконструкции многоквартирного дома (в том числе с его расширением или надстройкой), строительстве хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений, капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме. При этом под реконструкцией объектов капитального строительства в п. 14 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ понимается изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов. При этом разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных ГрадК РФ (п. 1 ст. 51 ГрадК РФ), а разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации (п. 1 ст. 55 ГрадК РФ).
Принятие же общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения по поводу размещения операторами связи на общем имуществе в многоквартирных домах средств и линий связи, используемых ими для оказания услуг связи собственникам помещений в таком доме, необходимо лишь в тех случаях, когда такое размещение связано с выдачей разрешений на строительство и на ввод объекта в эксплуатацию.
Таким образом, достаточным основанием для размещения оператором связи средств и линий связи на общем имуществе в многоквартирном доме и их энергоснабжения является договор об оказании услуг связи, несогласие со стороны иных участников долевой собственности с заключением и (или) порядком исполнения которого на основании п. 1 ст. 11 и п. 1 ст. 247 ГК РФ подлежит разрешению исключительно в судебном порядке в рамках дел об определении порядка пользования общим имуществом (п. 7 ч. 1 ст. 23 ГПК РФ).
Между тем размещение операторами связи средств и линий связи на общем имуществе в многоквартирном доме ТСЖ "У" обусловливает оформлением с ним непубличного возмездного договора, а отказ операторов связи от заключения такого договора приводит к отключению от электроснабжения оборудования и средств связи, размещенных в местах общего пользования многоквартирного дома, и к невозможности оказания операторами связи услуг связи своим абонентам.
При этом из материалов дела следует, что от ОАО "Р" ТСЖ "У" требует внесения платы за размещение средств и сетей связи в помещениях, относящихся к общему имуществу дома, в размере 5000 руб. в месяц с единовременной уплатой годовой платы в размере 60000 руб. А с иных операторов связи за предоставление аналогичных услуг плата взимается либо в значительно меньших размерах (с ЗАО "Э" - 12000 руб. в год по договору от 01.04.2014 № КРВ-84620), либо на безвозмездной основе, но с проведением ремонтных работ по восстановлению состояния общего имущества дома, если оно будет нарушено по вине оператора связи (ОАО "М" - по договору от 11.08.2014 № 252). Экономического обоснования предъявления требования о внесении платы за размещение оборудования и сетей связи в разных размерах или на безвозмездной основе, но с проведением ремонтных работ в необходимых случаях с различных операторов связи ТСЖ "У" не имеет.
В силу отказа ОАО "Р" от заключения возмездного договора ТСЖ "У" отключило 03.07.2014 от электроснабжения принадлежащее данному обществу оборудование FTTB, размещенное на первом этаже жилого дома, несмотря на то, что электроснабжение оборудования ОАО "Р" осуществляется на основании дополнительного соглашения от 20.03.2013 к договору электроснабжения № 030361, заключенного непосредственно с ОАО "К". В результате действий ТСЖ "У" по отключению электроснабжения оборудования, предназначенного для оказания услуг связи, ОАО "Р" не имеет возможности не только подключить новых абонентов по имеющимся заявкам, но и оказывать услуги связи тем абонентам, с которыми ОАО "Р" уже состоит в договорных отношениях.
Оборудование, предназначенное для оказания услуг связи, принадлежащее ОАО "М", также отключалось от электроснабжения, вследствие чего данный оператор связи не имел возможности оказывать своим абонентам услуги связи, в результате часть абонентов ОАО "М" заключили договоры на оказание аналогичных услуг связи с конкурентом общества - ЗАО "Э". Однако после заключения между ОАО "М" и ТСЖ "У" договора на размещение оборудования и кабелей связи, принадлежащих ОАО "М", в местах общего пользования жилого дома <...> ОАО "М" смогло возобновить оказание услуг связи своим абонентам. Предложение ОАО "Р" о заключении аналогичного безвозмездного договора не было принято ТСЖ "У", и общество до настоящего времени не имеет возможности оказывать своим абонентам услуги связи. Внесение операторами связи платы за размещение оборудования и средств связи в местах, относящихся к общему имуществу собственников помещений жилого дома, может привести к росту тарифа на услуги связи.
Коммерческие организации в целях координации их предпринимательской деятельности согласно п. 1 ст. 121 ГК РФ могут по договору между собой создавать объединения в форме ассоциаций или союзов.
Однако при этом частью 5 ст. 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" физическим лицам, коммерческим организациям и некоммерческим организациям запрещается осуществлять координацию экономической деятельности хозяйствующих субъектов, если такая координация приводит к любому из последствий, которые указаны в частях 1 - 3 настоящей статьи, которые не могут быть признаны допустимыми в соответствии со статьями 12 и 13 настоящего Федерального закона или которые не предусмотрены федеральными законами.
В соответствии с п. п. 1, 5 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами - конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к:
1) установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат) и (или) наценок;
4) сокращению или прекращению производства товаров;
5) отказу от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями (заказчиками).
Под координацией понимается согласование действий хозяйствующих субъектов третьим лицом (физическим лицом, коммерческой или некоммерческой организацией), не входящим в одну группу лиц ни с одним из таких хозяйствующих субъектов (п. 14 ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции").
Таким образом, ТСЖ "У" своими действиями осуществляет координацию экономической деятельности операторов связи путем требования оформления отношений по поводу размещения операторами связи на общем имуществе в многоквартирном доме <...> в г. Кирове средств и линий связи возмездным договором, предусматривающим внесение оператором связи платы за такое размещение, причем в разных размерах различным операторам связи, и учиняя препятствия в оказании услуг связи тем операторам связи, которые к таким условиям не присоединились, что приводит (может привести) к:
- установлению и поддержанию (повышению) размера платы за услуги связи в этом многоквартирном доме за счет включения в нее операторами связи соответствующей платы за размещение средств и линий связи (п. 1 ч. 1 ст. 11 Закона "О защите конкуренции");
4) сокращению или прекращению производства товаров;
- прекращению оказания услуг связи абонентам отдельными операторами связи (п. 4 ч. 1 ст. 11 Закона "О защите конкуренции");
- отказу абонентов от заключения договоров оказания услуг связи с отдельными операторами связи, а также отказу операторов связи от заключения публичного договора об оказании услуг связи с собственниками помещений в этом доме (п. 5 ч. 1 ст. 11 Закона "О защите конкуренции").
Действия ТСЖ "У" не соответствуют признакам допустимости, предусмотренным статьями 12 и 13 Федерального закона "О защите конкуренции".
При принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства Комиссия согласно п. 5 ч. 1 ст. 49 Закона "О защите конкуренции" разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании, а также о необходимости осуществления других действий, направленных на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства.
В связи с тем, что ТСЖ "У" в ходе рассмотрения дела не направило в адрес ОАО "Р" уведомления об отзыве предложения о заключении возмездного договора на предоставление части помещений, относящихся к общему имуществу собственников помещений многоквартирного жилого дома <...>, на платной основе, а также протокола разногласий к проекту договора размещения телекоммуникационного оборудования от 01.07.2014, не прекратило действия по препятствованию электроснабжения оборудования FTTB, предназначенного для оказания потребителям услуг связи, принадлежащего ОАО "Р", размещенного на первом этаже жилого дома, Комиссия считает необходимым выдать ТСЖ "У" предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
В соответствии с ч. 2 ст. 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях координация экономической деятельности хозяйствующих субъектов, недопустимая в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от одного миллиона до пяти миллионов рублей, (в ред. Федеральных законов от 06.12.2011 № 404-ФЗ, от 02.11.2013 № 285-ФЗ).
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 5 статьи 41, частью 1 статьи 49, ч. 5 ст. 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия

решила:

1. Признать в действиях товарищества собственников жилья "У" факт нарушения ч. 5 ст. 11 Федерального закона "О защите конкуренции", выразившегося в координации экономической деятельности операторов связи, предоставляющих услуги связи собственникам помещений в многоквартирном доме по адресу: г. Киров, <...>, путем требования оформления отношений по поводу размещения операторами связи на общем имуществе в этом многоквартирном доме средств и линий связи возмездным договором, предусматривающим взимание с операторов связи платы, что приводит (может привести) к:
- установлению и поддержанию (повышению) размера платы за услуги связи в этом многоквартирном доме за счет включения в нее операторами связи соответствующей части платы за размещение средств и линий связи (п. 1 ч. 1 ст. 11 Закона "О защите конкуренции"),
- сокращению или прекращению производства товаров - оказания услуг связи (п. 4 ч. 1 ст. 11 Закона "О защите конкуренции");
- отказу абонентов от заключения договоров оказания услуг связи с отдельными операторами связи, а также отказу операторов связи от заключения договора об оказании услуг связи с собственниками помещений в этом доме (п. 5 ч. 1 ст. 11 Закона "О защите конкуренции").
2. Выдать ТСЖ "У" предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

Председатель Комиссии
А.В.МОЛЧАНОВ

Члены Комиссии
Г.Ш.ГОЛОВИНА
А.Н.ЦЕЛИЩЕВ

Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 3 месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме).





УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРЕДПИСАНИЕ
от 5 сентября 2014 г. по делу № 18/02-14

Изготовлено в полном объеме 19.09.2014.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
председателя Комиссии - Молчанова А.В. - руководителя управления;
членов Комиссии:
Головиной Г.Ш. - главного специалиста - эксперта отдела товарных рынков и естественных монополий,
Целищева А.Н. - ведущего специалиста-эксперта отдела товарных рынков и естественных монополий,
руководствуясь ст. 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего решения от 5 сентября 2014 года по делу № 18/02-14 о нарушении ТСЖ "У" (<...>) части 5 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции"

предписывает:

1. Товариществу собственников жилья "У" прекратить в двухнедельный срок с момента получения настоящего предписания нарушение части 5 ст. 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в координации экономической деятельности операторов связи, предоставляющих услуги связи собственникам помещений в многоквартирном доме по адресу: г. Киров, <...>, путем требования оформления отношений по поводу размещения операторами связи на общем имуществе в этом многоквартирном доме средств и линий связи возмездным договором, предусматривающим взимание с операторов связи платы, что приводит (может привести) к:
- установлению и поддержанию (повышению) размера платы за услуги связи в этом многоквартирном доме за счет включения в нее операторами связи соответствующей части платы за размещение средств и линий связи (п. 1 ч. 1 ст. 11 Закона "О защите конкуренции"),
- сокращению или прекращению производства товаров - оказания услуг связи (п. 4 ч. 1 ст. 11 Закона "О защите конкуренции");
- отказу абонентов от заключения договоров оказания услуг связи с отдельными операторами связи, а также отказу операторов связи от заключения договора об оказании услуг связи с собственниками помещений в этом доме (п. 5 ч. 1 ст. 11 Закона "О защите конкуренции"), а именно:
1.1. Отозвать направленное в адрес ОАО "Р" заявление от 08.04.2014 о заключении договора на использование общедомового имущества по адресу: <...>, в г. Кирове с ежемесячной оплатой в размере 5000 руб., а также протокол разногласий к договору размещения телекоммуникационного оборудования от 01.07.2014, в котором предусмотрена плата за размещение оборудования в размере 24000 рублей в год.
1.2. Прекратить действия по воспрепятствованию электроснабжения оборудования FTTB, размещенного на первом этаже жилого дома <...> в г. Кирове, принадлежащего ОАО "Р".
1.3. Прекратить взимание с операторов связи, оказывающих услуги связи собственникам помещений, расположенных в жилом доме <...> в г. Кирове, под любым предлогом платы за размещение средств и линий связи на общем имуществе данного многоквартирного жилого дома.
2. О выполнении настоящего предписания сообщить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Кировской области не позднее пяти дней со дня его выполнения.

Председатель Комиссии
А.В.МОЛЧАНОВ

Члены Комиссии
Г.Ш.ГОЛОВИНА
А.Н.ЦЕЛИЩЕВ

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание:
За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.


------------------------------------------------------------------