По датам

2011

2012

2013

2014

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Решение Кировского областного суда от 15.09.2014 по делу N 3-38/2013 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 2 решения правления региональной службы по тарифам Кировской области от 23.05.2014 N 16/2-кс-2014 "О тарифах на водоотведение для ООО "Управляющая компания "Наш Дом" в части установления тарифов по водоотведению на период с 23.05.2014 по 31.12.2014>



КИРОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 15 сентября 2014 г. по делу № 3-38/13

Кировский областной суд в составе председательствующего судьи Кощеева А.В., с участием прокурора Шибановой Н.Е., при секретаре Ш., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ООО "Управляющая компания "Наш Дом" о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим пункта 2 решения правления региональной службы по тарифам Кировской области № 16/2-кс-2014 от 23 мая 2014 года "О тарифах на водоотведение для ООО "Управляющая компания "Наш Дом" (МО "Город Киров")" в части установления тарифов по водоотведению на период с 23 мая 2014 года по 31 декабря 2014 года,

установил:

Представитель ООО "Управляющая компания "Наш Дом" В.Л. обратилась в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим пункта решения региональной службы по тарифам Кировской области. В обоснование указала, что региональная служба по тарифам Кировской области решением правления от 23 мая 2014 года № 16/2-кс-2014 утвердила тариф на водоотведение для населения, собственников жилых помещений, исполнителей коммунальных услуг и прочих потребителей ООО "Управляющая компания "Наш Дом" в размере 68,24 руб./куб. м на период с 23 мая 2014 года по 30 июня 2014 года и 68,73 руб./куб. м - с 1 июля 2014 года по 31 декабря 2014 года. Оспариваемый нормативный правовой акт был опубликован в газете "Вести. Киров" № 45 (2032) от 30 мая 2014 года, являющейся официальным источником публикаций Правительства Кировской области. ООО "УК "Наш Дом" не согласно с утвержденным тарифом на водоотведение, считает, что утвержденные тарифы не являются экономически обоснованными, поскольку не обеспечивают компенсацию расходов и прибыль предприятия, что нарушает права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, и противоречат статьям 3, 7 Федерального закона "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" от 30.12.2004 № 210-ФЗ и пунктам 2, 3, 4 постановления Правительства РФ от 14.07.2008 № 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса", согласно которым установление тарифов на услуги коммунального комплекса должно обеспечивать баланс интересов потребителей услуг и организаций коммунального комплекса.
В обоснование заявления, в частности, указывается, что при утверждении оспариваемого тарифа по статье "Оплата труда" комиссией учтена численность основного производственного персонала - 4,12 штатной единицы, из которой численность операторов очистных сооружений составила 4 шт. ед. (согласно штатному расписанию - 6 шт. ед.) и численность обходчиков водопроводно-канализационной сети, слесарей аварийно-восстановительных работ, электрогазосварщиков - 0,123 шт. ед. (согласно штатному расписанию - 1 шт. ед.). Вместе с тем приказом Государственного комитета Российской Федерации по строительной, архитектурной и жилищной политике от 22 марта 1999 г. № 66 утверждены Рекомендации по нормированию труда работников водопроводно-канализационного хозяйства, согласно которым нормативная численность определяется в зависимости от протяженности канализационной сети. В таблице 26 данных Рекомендаций предусмотрено, что при протяженности канализационной сети до 10 км (как в случае ООО "УК "Наш Дом") установлена нормативная численность обходчиков водопроводно-канализационной сети, слесарей аварийно-восстановительных работ, электрогазосварщиков - 3 чел., тогда как экспертной комиссией при утверждении тарифа принято 0,123 шт. ед. при заявленной истцом численности по данной категории профессий - 1 чел., что противоречит федеральному законодательству (приказу Госстроя РФ от 22.03.1999 № 66), имеющему большую юридическую силу.
Также, по мнению заявителя, противоречит подпункту 5 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" отказ в принятии в качестве расходов по статье "Ремонт и техническое обслуживание основных средств" расходов по договорам подряда, заключенным заявителем с ООО Институт "Гражданпроект", в сумме 773244 руб. 62 коп. Комиссия исчислила расходы по данной статье исходя из уровня оплаты труда штатной единицы работников со ссылкой на договор подряда от 04.02.2014 № 01-14 за 2013 год. При этом не учтено, что тариф для ООО "УК "Наш Дом" утвержден впервые, заселение обслуживаемых домов осуществлялось неравномерно, к тому же один из обслуживаемых домов введен в эксплуатацию только весной 2014 года. Техническое обслуживание жилых домов в 2013 году не требовало подобных затрат. Требование представления подтверждения конкурсных процедур по заключению вышеуказанного договора не соответствует действующему законодательству, так как действие Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ (ред. от 12.03.2014) "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" не распространяется на юридические лица, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности не превышает пятьдесят процентов, а именно на организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сфере водоотведения, очистки сточных вод (в ред. Федерального закона от 28.12.2013 № 396-ФЗ). Из указанного положения, по мнению заявителя, следует, что проведение торгов или конкурсных процедур по заключению указанного выше договора подряда для ООО "УК "Наш Дом" не требуется.
Также согласно позиции заявителя не соответствует положениям пунктов 20, 21 Методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса необоснованное увеличение экспертной комиссией натуральных показателей по статье "Пропущено сточных вод". При утверждении тарифа ООО "УК "Наш Дом" представило акты ресурсоснабжающих организаций за 4 месяца 2014 года, которые отличаются от планируемых объемов, предусмотренных Производственной программой. Согласно данным представленных актов объемы потребления воды составили 8946,3 куб. м, исходя из чего управляющей компанией рассчитан ожидаемый объем, приближенный к реальным данным, который составил 31864,70 куб. м, однако экспертной комиссией учтены объемы, равные 54,84 тыс. куб. м. Таким образом, считает, что экономически обоснованными являются объемы, отражающие реальные показатели, о применении которых заявлялось управляющей компанией, в связи с чем нормативный правовой акт в данной части не соответствует требованиям подпункта "в" пункта 39 и пункта 49 Основ. Таким образом, считает, что расчет по водоотведению произведен регулируемым органом с нарушением методики, утвержденной нормативным актом, имеющим большую юридическую силу.
ООО "УК "Наш Дом" также полагает необоснованным исключение по статье "Общеэксплуатационные расходы" расходов на канцтовары в заявленной сумме 32301 руб. 39 коп. По мнению экспертной комиссии, данные расходы являются экономически необоснованными и не подтвержденными документально. Согласно заявлению данные выводы комиссии ошибочны и основаны на неполном исследовании представленных комиссии документов и не соответствуют подпункту 5 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса". В РСТ была представлена бухгалтерская справка по статье "Прочие расходы на содержание АУП за I квартал 2014 года", согласно которой сумма затрат по данной статье расходов за I квартал 2014 года составила 1648642 руб. 30 коп., из которых расходы на канцтовары - 32301 руб. 39 коп. Документальное же подтверждение данных расходов экспертами не запрашивалось, сведения, содержащиеся в справке, отражены в бухгалтерской отчетности. Расходы в заявленной сумме экономически обоснованны, поскольку осуществление любой, в том числе регулируемой, деятельности не может быть осуществлено без бумаги, ручек, карандашей, чернил, калькуляторов, скрепок, дыроколов, папок для бумаг и иных канцтоваров.
Просит признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим пункт 2 решения № 16/2-кс-2014 от 23 мая 2014 года "О тарифах на водоотведение для общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Наш Дом" (муниципальное образование "Город Киров") в части установления тарифов по водоотведению на период с 23 мая 2014 года по 31 декабря 2014 года.
Заинтересованным лицом - региональной службой по тарифам Кировской области в материалы дела представлен отзыв, считает, что заявление ООО "Управляющая компания "Наш дом" не подлежит удовлетворению.
Позиция заинтересованного лица по поводу заявленных требований основывается на следующих обстоятельствах:
По существу требований, заявленных ООО "УК "Наш Дом" по поводу расходов, учтенных экспертной группой РСТ Кировской области (далее - экспертная группа) по статье "Расходы на оплату труда основного производственного персонала", в отзыве указано, что расходы по данной статье определены в соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения и пунктом 17 Методических указаний по расчету тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения с учетом фактического уровня оплаты труда работников ООО "УК "Наш Дом", определенного на основании представленного в качестве обосновывающего материала штатного расписания предприятия, утвержденного приказом организации от 09.01.2014 № 1, а также исходя из численности основного производственного персонала - 4,12 штатной единицы.
По существу требований, заявленных ООО "УК "Наш Дом" по расходам по статье "Ремонт и техническое обслуживание основных средств", указали, что организацией при подаче заявления об установлении тарифа на водоотведение на 2014 год затраты по статье "Ремонт и техническое обслуживание основных средств" были заявлены на уровне 0,0 тыс. руб. При этом в расчетных материалах организацией представлен договор подряда от 04.02.2014 № 01-14, заключенный с ООО Институт "Гражданпроект" на работы по обслуживанию оборудования очистных сооружений, на сумму 773,24 тыс. руб. Однако в обоснование стоимости работ организацией не представлено подтверждение проведения торгов или конкурсных процедур по заключению вышеуказанного договора, требование представления которого предусмотрено пунктом 22 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения. Также организацией не представлены дефектные ведомости и план производства ремонтных работ на 2014 год. В этой связи расходы по статье "Ремонт и техническое обслуживание основных средств" при формировании тарифа были определены в соответствии с пунктом 51 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения и пунктом 24 Методических указаний по расчету тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.
По существу требований по поводу объемов оказания услуги водоотведения, принятых при регулировании тарифа на водоотведение на 2014 год для ООО "УК "Наш дом", указали, что при формировании тарифа на период с 23 мая 2014 года по 31 декабря 2014 года годовой объем оказания услуги водоотведения определен в соответствии с заявленным самим предприятием планируемым объемом оказания услуги водоотведения на 2014 год в размере 54,843 тыс. куб. м. Вышеуказанный объем оказания услуги водоотведения на 2014 год был указан ООО "УК "Наш Дом" в расчете тарифа на водоотведение.
По существу требований, заявленных ООО "УК "Наш Дом" по поводу расходов, учтенных по статье "Общеэксплуатационные расходы", указали, что расходы на канцтовары, заявленные организацией в сумме 50,0 тыс. руб., частично исключены экспертной группой как экономически необоснованные и не подтвержденные предприятием. В расчетных материалах организацией не представлены договоры на закупку канцтоваров для нужд участка очистных сооружений за предыдущие периоды регулирования, а также на расчетный период регулирования. В обоснование цены канцтоваров организацией не представлены подтверждение проведения конкурсных процедур по выбору поставщиков канцтоваров и экономически (технически, технологически) обоснованный расчет данного объема.
В судебном заседании представители ООО "УК "Наш дом" К.Ю., В.Л. доводы заявления поддержали в полном объеме, указали, что утвержденные тарифы не являются экономически обоснованными, поскольку не обеспечивают компенсацию расходов и прибыль предприятия. При этом отсутствие торгов при закупках объясняют началом деятельности организации.
Представители региональной службы по тарифам Кировской области В.Ю., З. выразили свое несогласие с доводами заявления, поддержали позицию, изложенную в представленном отзыве. Считают нормативно-правовой акт принятым в пределах компетенции органа, с соблюдением установленных процедур и требований закона.
Суд, выслушав пояснения участников процесса, заслушав заключение прокурора Шибановой Н.Е., полагающей, что заявление ООО "Управляющая компания "Наш Дом" удовлетворению не подлежит, изучив представленные материалы, приходит к следующему.
14.04.2014 директор ООО "Управляющая компания "Наш Дом" К.А. обратился от имени общества в региональную службу по тарифам Кировской области с заявлением об установлении тарифа на водоотведение на 2014 год. При этом заявляемая величина тарифа была указана в размере 139 руб. 61 коп. за кубический метр.
Решением правления региональной службы по тарифам Кировской области (РСТ Кировской области) от 23 мая 2014 года № 16/2-кс-2014 установлен тариф на водоотведение для ООО "Управляющая компания "Наш Дом" в размере 68,24 руб./куб. м на период с 23 мая 2014 года по 30 июня 2014 года и 68,73 руб./куб. м - с 1 июля 2014 года по 31 декабря 2014 года.
Оспаривая указанное решение, общество обратилось с изложенным заявлением в суд.
Правоотношения, о которых возник спор, на уровне Российской Федерации регламентированы Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. № 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения" (далее - Постановление Правительства РФ), иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно статье 5 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения относятся в том числе установление тарифов в указанной сфере и выбор методов тарифного регулирования.
Подпунктом 55 части 2 статьи 26.3 Федерального закона № 184-ФЗ от 06.10.1999 "Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов установления подлежащих государственному регулированию цен на товары в соответствии с законодательством Российской Федерации и осуществления контроля за их применением.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. № 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен" утвержден перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти.
В соответствии с Законом Кировской области от 26 июля 2001 г. № 10-ЗО "О Правительстве и иных органах исполнительной власти Кировской области" и постановлением Правительства области от 25 марта 2008 г. № 126/94 "Об утверждении Типового положения об органе исполнительной власти Кировской области" постановлением Правительства Кировской области от 01.09.2008 № 144/365 утверждено Положение о региональной службе по тарифам Кировской области.
Согласно пункту 3.1.2.2.2.1 Положения РСТ Кировской области устанавливает тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения.
Оспариваемое решение было опубликовано в издании "Вести. Киров" № 45 (2032) от 30 мая 2014 года, являющемся источником официального опубликования нормативных правовых актов, принятых правлением службы (п. 3.1.2.21 постановления Правительства Кировской области от 01.09.2008 № 144/365 "Об утверждении Положения о региональной службе по тарифам Кировской области").
Из приведенного выше следует, что решение правления РСТ Кировской области от 23 мая 2014 года № 16/2-кс-2014 принято в пределах ее полномочий, с соблюдением формы и порядка его принятия и введения в действие.

В силу положений Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" под водоотведением понимается прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения. Показателями надежности, качества, энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения являются показатели, применяемые для контроля за использованием обязательств концессионера по созданию и (или) реконструкции объектов концессионного соглашения, реализацией инвестиционной программы, производственной программы организацией, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, а также в целях регулирования тарифов. Предельные индексы изменения тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения - индексы максимально и (или) минимально возможного изменения действующих тарифов на питьевую воду и водоотведение, устанавливаемые в среднем по субъектам Российской Федерации на год, если иное не установлено другими федеральными законами или решением Правительства Российской Федерации, и выраженные в процентах. Указанные предельные индексы устанавливаются и применяются до 1 января 2016 года. Тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - ценовые ставки (одноставочные или двухставочные тарифы), по которым осуществляются расчеты с организациями коммунального комплекса за производимые ими товары (оказываемые услуги) и которые включаются в цену (тариф) для потребителей, без учета надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса (пункты 2, 4, 9, 17, 18.1, 1923 статьи 2).
Общими принципами государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения являются приоритетность обеспечения населения питьевой водой, горячей водой и услугами по водоотведению, создание условий для привлечения инвестиций в сферу водоснабжения и водоотведения, обеспечение гарантий возврата частных инвестиций, обеспечение технологического и организационного единства и целостности централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, достижение и соблюдение баланса экономических интересов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и их абонентов, установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения исходя из экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, необходимых для осуществления водоснабжения и (или) водоотведения, обеспечение стабильных и недискриминационных условий для осуществления предпринимательской деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения, обеспечение равных условий доступа абонентов к водоснабжению и водоотведению, открытость деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющих регулирование в сфере водоснабжения и водоотведения (часть 2 статьи 3).
Виды деятельности и тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения, подлежащие регулированию, методы и способы регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, период действия тарифов в этой сфере регламентированы главой 6 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
Так, согласно частям 1 и 7 статьи 31 данного Федерального закона к регулируемым видам деятельности в сфере водоотведения относятся водоотведение, в том числе очистка сточных вод, обращение с осадком сточных вод, прием и транспортировка сточных вод, подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения.
Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, обязаны вести бухгалтерский учет и раздельный учет расходов и доходов по регулируемым видам деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, порядком ведения раздельного учета затрат по видам деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и единой системой классификации таких затрат, которые утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства (часть 12 названного Федерального закона).
Исходя из позиции законодателя, расчет тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется исходя из объема поставленных товаров, оказанных услуг и величины необходимой валовой выручки, рассчитанной одним из следующих методов:
1) методом экономически обоснованных расходов (затрат). Расчет осуществляется с учетом экономически обоснованных расходов (затрат), необходимых для реализации инвестиционных и производственных программ;
2) методом индексации. Расчет осуществляется с учетом изменения цен на используемые при осуществлении регулируемых видов деятельности товары, работы, услуги;
3) методом доходности инвестированного капитала. При расчете тарифов учитываются возврат инвестированного капитала и получение дохода, эквивалентного доходу от его инвестирования в другие отрасли, деятельность в которых осуществляется с сопоставимыми рисками;
4) методом сравнения аналогов. В сфере холодного водоснабжения и водоотведения расчет осуществляется исходя из тарифов или экономически обоснованных затрат гарантирующей организации (до определения гарантирующей организации исходя из тарифов или экономически обоснованных затрат организации, осуществляющей водоподготовку, транспортировку и подачу холодной воды) на осуществление того же регулируемого вида деятельности в сопоставимых условиях.
Порядок формирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения с применением методов регулирования тарифов, предусмотренных настоящей статьей, устанавливается основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации в постановлении № 406 от 13 мая 2013 года.
Выбор метода регулирования тарифов осуществляется органом регулирования тарифов на основании критериев, установленных Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации, и с учетом предложений организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение. По решению Правительства Российской Федерации переход к регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала, а также утверждение долгосрочных параметров регулирования тарифов осуществляются органом регулирования тарифов по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.
При расчете тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения учитываются расходы организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, необходимые для реализации инвестиционной и производственной программ, а также плановые значения показателей надежности, качества, энергетической эффективности.
Тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения могут устанавливаться с календарной разбивкой и дифференцироваться, в том числе по системам водоснабжения и (или) водоотведения, с учетом объемов потребления, соответствия качества питьевой воды, горячей воды установленным требованиям, категорий сточных вод, жидких бытовых отходов, принимаемых в систему водоотведения, и иных критериев, установленных Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации. При установлении тарифов на очередной период регулирования учитываются экономически обоснованные расходы, понесенные организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в истекшем периоде регулирования, не учтенные при установлении тарифов, а также результаты исполнения инвестиционной и производственной программ в истекшем периоде регулирования.
При расчете тарифов гарантирующих организаций учитываются расходы таких организаций, связанные с приобретением необходимых для осуществления горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения товаров и услуг организаций, осуществляющих эксплуатацию объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) систем водоотведения.
Тарифы в сфере холодного водоснабжения и водоотведения устанавливаются в виде одноставочных, двухставочных или многоставочных тарифов в порядке, определенном Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Период действия тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, установленных с применением метода экономически обоснованных расходов (затрат) и метода сравнения аналогов, составляет не менее одного года, если иное не предусмотрено федеральными законами или Правительством Российской Федерации.
На основании статьи 4 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года № 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения" утверждены Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.
Исходя из положений, предусмотренных Основами, органы регулирования тарифов устанавливают тарифы в таком размере, чтобы рост тарифов на водоотведение в среднем по субъекту Российской Федерации не превышал установленных предельных индексов (п. 13). Если регулируемая организация, кроме регулируемых видов деятельности, осуществляет нерегулируемые виды деятельности, то расходы на осуществление нерегулируемых видов деятельности и полученная в ходе их осуществления прибыль (убытки) при установлении тарифов не учитываются (п. 14). В случае если регулируемая организация в течение истекшего периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования тарифов при установлении тарифов на ее товары (работы, услуги), или имеет недополученные доходы прошлых периодов регулирования, то такие расходы (недополученные доходы), а также расходы, связанные с обслуживанием заемных средств и собственных средств, направляемых на покрытие недостатка средств, учитываются в соответствии с методическими указаниями органом регулирования тарифов при установлении тарифов для такой регулируемой организации в полном объеме не позднее чем на 3-й годовой период регулирования, следующий за периодом регулирования, в котором указанные расходы (недополученные доходы) были подтверждены бухгалтерской и статистической отчетностью (п. 15). В случае если регулируемая организация осуществляет свою деятельность с использованием нескольких технологически не связанных между собой централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, она обязана вести учет по регулируемым видам деятельности, указанным в п. 18 данного документа, раздельно по каждой системе (п. 19). Тарифы на водоотведение устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема отпуска воды, объема принятых сточных вод, оказываемых услуг (п. 29). При применении метода экономически обоснованных расходов (затрат) необходимая валовая выручка регулируемой организации определяется как сумма планируемых на очередной период регулирования производственных расходов, ремонтных расходов, включая расходы на текущий и капитальный ремонт, административных расходов, расходов на амортизацию основных средств и иных расходов, перечисленных в п. 38. В пп. 39 - 52 названо, какие расходы учитываются в составе производственных расходов, ремонтных расходов, административных расходов, расходов на амортизацию основных средств и иных предусмотренных Основами расходов.
Для организации, впервые обратившейся с предложением об установлении тарифов, сведения об экономически обоснованных расходах, фактически понесенных в период со дня подачи документов, указанных в пунктах 14, 16 и 17 Правил, до начала очередного периода регулирования рассматриваются органом регулирования тарифов и учитываются при установлении организации тарифов на последующий период регулирования (пункт 22 Правил).
Орган регулирования тарифов проводит экспертизу предложений об установлении тарифов в части обоснованности расходов, учтенных при расчете тарифов, корректности определения параметра расчета тарифов и отражает ее результаты в своем экспертном заключении. Решения правления органа регулирования тарифов принимаются на основании представляемых регулируемой организацией материалов и экспертного заключения органа регулирования тарифов (пункт 25 Правил).
В случае непредставления регулируемыми организациями материалов, предусмотренных Правилами, орган регулирования тарифов открывает и рассматривает дело об установлении тарифов в отношении указанных регулируемых организаций на основании имеющихся у органа регулирования тарифов сведений об этих или иных регулируемых организациях, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения в сопоставимых условиях (в том числе за предшествующие периоды регулирования), а также на основании результатов проверки их хозяйственной деятельности.
В соответствии с Правилами установление тарифов производится органом регулирования тарифов путем открытия и рассмотрения дел об установлении тарифов (п. 12). Орган регулирования проводит экспертизу предложений об установлении тарифов в части обоснованности расходов, учтенных при расчете тарифов, корректности определения параметров расчета тарифов и отражает ее результаты в своем экспертном заключении (п. 25). Содержание экспертного заключения отражено в п. 26. Решение об установлении тарифов принимается органом регулирования тарифов по итогам заседания правления (коллегии) органа регулирования тарифов не позднее 20 декабря года, предшествующего началу периода регулирования, на который устанавливаются тарифы. Форма решения и протокол заседания правления (коллегии) органа регулирования отражены в пп. 28 и 29. Орган регулирования отказывает регулируемой организации во включении в тарифы отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, в случае, если экономическая обоснованность таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и методическими указаниями не подтверждена (п. 30).
Приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 г. № 1746-э утверждены Методические указания по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.
Исходя из материалов дела, после обращения директора ООО "Управляющая компания "Наш Дом" 14.04.2014 региональной службой по тарифам было заведено тарифное дело (л. д. 97 - 157) в соответствии с п. 12 Правил, в рамках которого проведена экспертиза обоснованности тарифов на водоотведение для заявителя на 2014 г. Заключение экспертов изложено в соответствии с требованиями п. 26 Правил (т., л. д. 11).
При этом на основании п. 30 Правил орган регулирования отказал регулируемой организации во включении в тарифы отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, в частности в части размера расходов, учтенных по статье "Расходы на оплату труда основного производственного персонала".
Заявитель полагает указанные расходы заниженными, что, по мнению суда, противоречит фактическим данным и требованиям закона.
В соответствии с п. 52 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 № 406, при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, размер фонда оплаты труда определяется в соответствии с методическими указаниями с учетом отраслевых тарифных соглашений, коллективных договоров, заключенных регулируемой организацией, и плановым и (или) фактическим уровнем фонда оплаты труда, сложившимся за последний расчетный период регулирования в регулируемой организации.
Приказом Государственного комитета Российской Федерации по строительной, архитектурной и жилищной политике от 22 марта 1999 г. № 66 (далее - Приказ Госстроя РФ от 22 марта 1999 г. № 66) утверждены Рекомендации по нормированию труда работников водопроводно-канализационного хозяйства, согласно которым нормативная численность определяется в зависимости от протяженности канализационной сети.
В соответствии с пунктом 2.2.12 "Канализационные сети" Рекомендаций численность обходчиков водопроводно-канализационной сети, слесарей аварийно-восстановительных работ, электрогазосварщиков заявителя рассчитывалась исходя из нормативной численности человека на канализационную сеть протяженностью до 10000 метров.
При этом в соответствии с пунктом 6 Рекомендаций по нормированию и оплате труда работников жилищного, водопроводно-канализационного и энергетического хозяйств, утвержденных приказом Роскоммунхоза от 15.10.1993 № 50, "приведенные в сборнике пределы числовых значений факторов, в которых указано "до", следует понимать включительно. В случае, если числовые значения факторов значительно отличаются от предельных, нормативную численность рекомендуется определять методом интерполяции".
Организация имеет на обслуживании сети протяженностью 430 м, что значительно отличается от предельной (10000 м). В этой связи орган регулирования тарифов обоснованно принял для расчета метод интерполяции, рассчитав численность обходчиков, слесарей и электрогазосварщиков исходя из фактической протяженности сетей к максимально установленному пределу.
Таким образом, нормативная численность обходчиков водопроводно-канализационной сети, слесарей аварийно-восстановительных работ, электрогазосварщиков ООО "УК "Наш Дом" рассчитана с применением указанного метода следующим образом: 3 чел. / 10000 м x 410 м = 0,123 чел.
Из материалов дела следует, что численность работников (исходя из расчета 4 единицы операторов очистных сооружений) принята службой по тарифам в соответствии с представленным в тарифное дело штатным расписанием. Численность слесарей аварийно-восстановительных работ (0,123 шт. ед.) рассчитана согласно рекомендуемым нормативам численности исходя из протяженности канализационной сети.
При этом расчет методом интерполяции является единственным правильным методом расчета, поскольку численность работников общества учтена в тарифе согласно представленному штатному расписанию с учетом обслуживаемых объектов водопроводно-канализационного хозяйства и распределена по количеству имеющихся объектов водопроводно-канализационного хозяйства на услуги водоотведения, которые относятся к регулируемому виду деятельности, с учетом нормативов, установленных приказом Госстроя РФ от 22 марта 1999 № 66, и в соответствии с п. 52 Основ. Ввиду отсутствия деятельности в предшествующий регулируемый период применение указанного метода вытекает из требований закона.
С учетом вышеизложенного суд приходит к выводу, что довод о необоснованном занижении затрат (расходов) общества на фонд оплаты труда производственному персоналу, занятому обслуживанием канализационной сети, не основан на законе.
Заявитель, оспаривая указанное решение, также указал, что не согласен с размером расходов, учтенных по статье "Ремонт и техническое обслуживание основных средств".
Установлено, что обществом при подаче заявления об установлении тарифа на водоотведение на 2014 год затраты по статье "Ремонт и техническое обслуживание основных средств" заявлены на уровне 0,0 тыс. руб.
В то же время обществом оспариваемые затраты в размере 773,24 тыс. руб. на оплату услуг ООО Институт "Гражданпроект" в рамках договора подряда при подаче заявления об установлении тарифа на водоотведение на 2014 год заявлены в том числе в статье "Цеховые расходы".
Отказ в принятии в качестве расходов по статье "Ремонт и техническое обслуживание основных средств" расходов по договорам с ООО Институт "Гражданпроект" обоснован службой по тарифам со ссылкой на п. 22 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, которым предусмотрено представление в обоснование стоимости работ организацией подтверждения проведения торгов или конкурсных процедур по заключению вышеуказанного договора.
Пунктом 1 части 2 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" определено, что вид деятельности по водоотведению является особым регулируемым видом деятельности, на которую распространяется действие данного Закона.
Довод заявителя о том, что у общества имеются льготы по применению к деятельности общества вышеназванного Закона, не основан на законе, поскольку положениями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" прямо установлены признаки лица, на деятельность которого не распространяется действие Закона, и заявитель под данные признаки не подпадает, поскольку учредителем общества является физическое лицо - К.Д., т.е. в уставном капитале общества ни Российская Федерация, ни субъект РФ либо муниципальное образование не участвуют.

В нарушение подпункта "л" пункта 17 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 № 406, обществом не были представлены копии документов, подтверждающих проведение закупки товаров (работ, услуг) в установленном законодательством Российской Федерации порядке (положение о закупках, извещение о проведении закупок, документация о закупке, протоколы проведения закупок, составляемые в ходе проведения закупок), относящихся к регулируемому виду деятельности (пункт 1 части 2 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЭ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц").
В судебном заседании представители заявителя пояснили, что договор был заключен без соблюдения указанных требований закона и конкурсных процедур.
Таким образом, довод заявителя о том, что для заключения договоров ООО "Управляющая компания "Наш дом" не требуется проведение торгов или конкурсных процедур, противоречит нормам действующего законодательства и основан на неверном толковании норм Федерального закона.
Кроме того, снижая расходы общества на ремонт и техническое обслуживание и исключая расходы общества на оплату услуг ООО Институт "Гражданпроект", служба по тарифам обоснованно исходила из того, что обществом не представлены доказательства фактических расходов за предшествующий период регулирования, в связи с чем при расчете экономических затрат по этой статье расходы определены в размере расходов общества, утвержденных в действующем тарифе, с учетом экономически обоснованного объема ремонтных работ и экономически обоснованного уровня оплаты труда работников, занятых на данных работах.
Принимая во внимание, что при утверждении тарифов могут быть учтены только экономически обоснованные расходы, связанные с регулируемыми видами деятельности, т.е. экономически оправданные затраты, неподтверждение необходимости понесения затрат является основанием для признания их необоснованности и, как следствие, исключения для целей регулирования.
Заявитель, оспаривая решение об установлении тарифа, указал, что также не согласен с установленным объемом оказания услуги водоотведения, принятым при регулировании тарифа на водоотведение на 2014 год для ООО "УК "Наш Дом". Считает, что регулирующим органом были приняты во внимание завышенные показатели.
При оценке данного довода суд исходит из следующих обстоятельств:
Положения ч. 5 ст. 32 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" регламентируют обязательное правило расчета тарифов в сфере водоснабжения (водоотведения) с учетом расходов организаций, осуществляющих горячее (холодное) водоснабжение (водоотведение), необходимых для реализации инвестиционной и производственной программ, а также целевых показателей деятельности таких организаций.
В соответствии с пп. "з" пункта 17 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 № 406, к заявлению об установлении тарифов прилагается в том числе расчет объема оказываемых услуг.
Из материалов дела следует, что при формировании тарифа на период с 23.05.2014 по 31.12.2014 объем оказания услуги водоотведения обоснованно определен экспертной группой в соответствии с заявленным обществом в разработанной обществом и согласованной в установленном Законом порядке производственной программе ООО "УК "Наш Дом" планируемым объемом оказания услуги водоотведения на 2014 год в размере 54,843 тыс. куб. м.
Кроме того, вышеуказанный объем оказания услуги водоотведения на 2014 год был указан ООО "УК "Наш Дом" в расчете тарифа на водоотведение (л. д. 16).
При этом в судебном заседании представители заявителя пояснили, что водопотребление и водоотведение в связи с заселением вновь построенных домов происходит с нарастанием показателей. Представленные показатели объемов фактического водоотведения за первоначальные месяцы предоставления услуги в этой связи не отражают состояние всего регулируемого периода, в связи с чем также не могли быть приняты для расчета тарифа.
При таких обстоятельствах доводы о необходимости применения фактических показателей деятельности общества по объему отведения сточных вод не основаны на законе.
Заявитель, оспаривая решение регулирующего органа, указал, что не согласен с установленным размером расходов, учтенных экспертной группой по статье "Общеэксплуатационные расходы", а именно расходов на канцтовары, поскольку они необоснованно занижены.
При формировании тарифа на период с 23.05.2014 по 31.12.2014 годовые расходы по данной статье определены экспертной группой в размере 436,85 тыс. руб. (заявлено 928,29 тыс. руб.).
Расчеты, произведенные по данной статье экспертной группой на оплату труда административного персонала, отчислений на социальные нужды и прочих расходов (в заявлении ООО "УК "Наш Дом" о признании недействующим пункта 2 решения правления РСТ Кировской области от 23.05.2014 № 16/2-кс-2014), не оспариваются.
Заявитель не согласен с исключением расходов на канцтовары.
Вместе с тем согласно пп. "д", "е" п. 17 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 № 406, к заявлению об установлении тарифов должны быть приложены обосновывающие материалы, в том числе копия утвержденной в установленном порядке производственной программы с содержащимся в ней расчетом финансовых потребностей на реализацию производственной программы с обоснованием этих потребностей и с расшифровкой затрат, включенных в нее, по видам деятельности, а также копии документов, подтверждающих расходы.
Расходы на канцтовары, заявленные организацией в сумме 50,0 тыс. руб., частично исключены в соответствии с пунктом 24 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения и пунктом 11 Методических указаний по расчету тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения как экономически необоснованные и не подтвержденные предприятием.
Как установлено в судебном заседании, в качестве обоснования понесенных расходов заявителем была представлена только бухгалтерская справка о понесенных расходах по данной статье. Иные документы не представлялись.
В то же время довод заявителя о наличии в составе производственной программы общества таких документов, в том числе бухгалтерской справки, не подтверждает фактическое понесение этих затрат.
Помимо этого, осуществление нескольких регулируемых видов деятельности, а также нерегулируемых видов деятельности предполагает ведение раздельного учета, в связи с чем указанные затраты должны быть распределены по видам деятельности и заявлены лишь в части, приходящейся на услуги водоотведения с учетом установленных нормативов (п. 12 ст. 31 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении").
Поскольку заявитель осуществляет не только регулируемую деятельность, но и иные нерегулируемые виды деятельности, такие, как деятельность по управлению жилищным фондом, деятельность по управлению и надзору за состоянием и эксплуатацией нежилого фонда, деятельность по организации сбора арендной платы за землю, управление недвижимым имуществом, управление эксплуатацией жилого фонда, управление эксплуатацией нежилого фонда, деятельность по учету и технической инвентаризации недвижимого имущества, предоставление посреднических услуг, связанных с недвижимым имуществом и т.п., орган регулирования не имел возможности определить, в какой части затраты по статье "Общеэксплуатационные расходы" в части канцтоваров относятся на регулируемую деятельность.
В обоснование необходимого объема канцтоваров организацией не было представлено экономически (технически, технологически) обоснованного расчета данного объема.
Как установлено в судебном заседании, обществом не ведется раздельный учет затрат по видам деятельности и доказательств затрат на канцелярские товары по статье "Общеэксплуатационные расходы", относящихся исключительно к деятельности по водоотведению, которые могли быть включены в тариф на эту услугу, в РСТ Кировской области представлено не было.
Таким образом, указанный довод заявителя также не может быть принят судом, поскольку не нашел своего подтверждения в судебном заседании.
Анализируя представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что доводы заявления основаны на неверном толковании действующего законодательства, нормативных правовых актов, а также противоречат исследованным материалам дела.
Таким образом, суд приходит к выводу, что правление региональной службы по тарифам Кировской области при принятии решения № 16/2-кс-2014 от 23 мая 2014 года "О тарифах на водоотведение для ООО "Управляющая компания "Наш Дом" (МО "Город Киров") руководствовалось требованиями действующего законодательства и иных нормативно-правовых актов, регулирующих отношения в сфере водоотведения. Нарушений процедуры принятия решения не установлено.
Согласно ч. 1 ст. 253 ГПК РФ суд, признав, что нормативно-правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативно-правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении требований заявителя.
Руководствуясь статьями 194, 198, 199, 253 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

решил:

В удовлетворении заявленных ООО "Управляющая компания "Наш Дом" требований о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим пункта 2 решения правления региональной службы по тарифам Кировской области № 16/2-кс-2014 от 23 мая 2014 года "О тарифах на водоотведение для ООО "Управляющая компания "Наш Дом" (МО "Город Киров")" в части установления тарифов по водоотведению на период с 23 мая 2014 года по 31 декабря 2014 года отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Российской Федерации в течение одного месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.

Судья
областного суда
А.В.КОЩЕЕВ


------------------------------------------------------------------