По датам

2011

2012

2013

2014

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Решение Кировского УФАС России от 13.08.2014 по делу N 16/02-14 <О нарушении организацией - естественным монополистом антимонопольного законодательства, выразившемся в прекращении оказания услуг по передаче электрической энергии с нарушением процедуры, предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации>



УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 13 августа 2014 г. по делу № 16/02-14

Резолютивная часть решения объявлена 30.07.2014.
Решение изготовлено в полном объеме 13.08.2014.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
председателя Комиссии:
Никоновой М.Л. - заместителя руководителя управления, начальника отдела товарных рынков и естественных монополий;
членов Комиссии:
Бушманова Е.С. - ведущего специалиста-эксперта отдела товарных рынков и естественных монополий;
Целищева А.Н. - ведущего специалиста-эксперта отдела товарных рынков и естественных монополий;
в присутствии представителей:
заявителя - ООО "Р" - П. (на основании приказа № 1 от 30.08.2013 "О вступлении в должность директора");
ответчика - ООО "Т" - О.И.Л. (по доверенности от 08.11.2011);
лица, располагающего сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах по делу, - ОАО "М" - И. (по доверенности № 19-03/21 от 30.12.2013),
рассмотрев дело № 16/02-14 по признакам нарушения ООО "Т" (<...>) пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции",

установила:

В Кировское УФАС России поступило заявление от ООО "Р" о незаконных действиях ООО "Т", выразившихся в необоснованном ограничении режима потребления электрической энергии объектов ООО "Р".
Письмом от 09.06.2014 № 115, а также дополнением к нему от 16.06.2014 № 120 ООО "Р" сообщило, что между ООО "Р" и ООО "Е" в лице ОАО "К" заключен договор энергоснабжения от 17.01.2014 № 030135.
6 июня 2014 г. в 14 час. 00 мин. без предварительного уведомления был отключен высоковольтный разъединитель, через который подается электроэнергия на подстанцию, находящуюся на балансе ООО "Р". Общество предполагает, что отключение произвело ООО "Т". В связи с отключением электроснабжения на предприятии не работает система автоматического оповещения и пожаротушения, прерван технологический процесс сушки древесины, рабочие отправлены в вынужденный отпуск, в дальнейшем возможны нарушения договорных обязательств с покупателями и поставщиками, что может привести к упущенной выгоде и дополнительным расходам, отсутствует устойчивая связь на момент возникновения форс-мажорных обстоятельств.
Также ООО "Р" сообщило, что в адрес ООО "Т", ООО "Е", ОАО "К" были направлены запросы по поводу необоснованного ограничения электроснабжения объектов Общества. Письмом от 09.06.2014 № 32 ООО "Т" сообщило, что оказание услуг по передаче электрической энергии приостановлено с 06.06.2014 в связи с необходимостью проведения испытания электрических сетей 6 кВ в целях предотвращения аварийной ситуации.
По признакам нарушения п. 4 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" в отношении ООО "Т" было возбуждено дело № 16/02-14. В связи с необходимостью представления дополнительной информации рассмотрение дела 3 раза откладывалось, а также 1 раз объявлялся перерыв.
Представитель заявителя поддержала доводы, отраженные в заявлении и дополнении к заявлению, а также подтвердила, что отключение произошло 06.06.2014 в 14 час. 00 мин. без какого-либо предварительного и последующего уведомления.
Кроме этого, представителем заявителя на заседании Комиссии 11.07.2014 было представлено дополнение к делу № 16/02-14 и было указано, что никакие работы по восстановлению энергоснабжения ООО "Т" не ведутся, а также представитель ООО "Р" обратила внимание Комиссии на тот факт, что ранее между ООО "Р" и ООО "У" был заключен договор купли-продажи электрической энергии № 65, который был расторгнут 31.12.2013 по инициативе ООО "Р", поскольку ООО "У" не выполняло условия договора, а именно п. 4.2 указанного договора, поскольку стоимость электрической энергии за 1 кВ была выше на 2 руб., чем стоимость электрической энергии, реализуемой ОАО "К" своим потребителям той же группы и с таким же, как у Покупателя, уровнем напряжения.
Представитель ответчика пояснил, что 06.06.2014 электрик ООО "Т" делал обход объектов электросетевого хозяйства Общества. При осмотре КТП № 5 было обнаружено сильное гудение в трансформаторе. Предполагалось повреждение кабеля и, как следствие, утечка тока либо пробой и, как следствие, короткое замыкание. Было принято решение отключить высоковольтный кабель со стороны распределительного устройства, который питает ООО "Р".
Кроме этого, представитель ответчика на заседании Комиссии 02.07.2014 указал, что между ООО "Т" и ОАО "С" заключен договор подряда от 09.06.2014, в соответствии с которым ОАО "С" обязалось в срок до 09.07.2014 произвести работы по выявлению и устранению повреждений.
На заседании Комиссии 30.07.2014 представитель ответчика представил гарантийное письмо ОАО "С" от 09.07.2014 (исх. № 54), направленное в адрес ООО "Т", по которому Общество просит перенести срок работ до 9 августа 2014 года, и представил акт выполненных работ по осмотру ТП-6/0,4 "Т", указав, что данный акт предоставляется согласно определению об отложении рассмотрения дела № 16/02-14 от 02.07.2014, которым указанный документ запрашивался.
Кроме этого, представитель ответчика пояснил, что условия договора подряда от 09.06.2014 подрядчиком не исполнены, в связи с чем ООО "Т" 29.07.2014 направило в адрес МУП "Г" и филиал "Э" ОАО "М" заявления с просьбой выполнения работ по выявлению и устранению повреждения принадлежащего ООО "Т" высоковольтного кабеля, проходящего из РУ-6кВ в КТП-1000-5 по адресу: <...>.
По мнению представителей ответчика, указанное отключение электросетевого оборудования соответствовало порядку, предусмотренному пп. "г" п. 2 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии.
Представитель ОАО "М" пояснила, что информация об ограничении потребителя - ООО "Р" от сетевой организации - ООО "Т" в адрес ОАО "М" не поступала.
Кроме этого, представитель ОАО "М" отметила, что ОАО "М" не является ни инициатором, ни исполнителем введения ограничения режима потребления электрической энергии в отношении ООО "Р".
Представитель лица, располагающего сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах по делу, - ООО "Е", надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела № 16/02-14, на рассмотрение дела, назначенное на 26.06.2014, 02.07.2014, 11.07.2014, 30.07.2014, не явился. Представил ходатайства о рассмотрении дела № 16/02-14 в его отсутствие. Запрашиваемые документы, а также правовая позиция по делу представлены письмом (исх. № 11-26/129 от 24.06.2014).
Представитель лица, располагающего сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах по делу, - ОАО "К", надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела № 16/02-14, на рассмотрение дела, назначенное на 26.06.2014, 02.07.2014, 11.07.2014, 30.07.2014, не явился. Представил ходатайства о рассмотрении дела № 16/02-14 в его отсутствие. Запрашиваемые документы, а также правовая позиция по делу представлены письмом (исх. № 11-26/242 от 24.06.2014).
Заслушав объяснения сторон и исследовав материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам.
Согласно протоколу № 51 заседания совета директоров ОАО "Б" от 29.08.2003 утверждено экспертное заключение ООО "Ф" серии <...> от 27.08.2003 по оценке рыночной стоимости имущества ОАО "Б", передаваемого в уставный капитал ООО "Т".
В соответствии с актом приема-передачи между ОАО "Б" ("Учредитель") и ООО "Т" ("Общество") от 01.10.2003 Учредитель передает, а Общество принимает следующее имущество: кабельные линии (инвентарный номер 8573), кабельные линии (инвентарный номер 8574), трансформаторная подстанция (инвентарный номер 8434), КТП-1000-1 (инвентарный номер 8443), КТП-1000-2 (инвентарный номер 8603), КТП-1000-3 (инвентарный номер 8604), КТП-1000-4 (инвентарный номер 8605), КТП-1000-5 (инвентарный номер 8606) и др.
01.09.2013 между ООО "Р" ("Покупатель) и ООО "У" ("Энергосбытовая организация") был заключен договор купли-продажи электрической энергии № 65.
В соответствии с п. 1.1 указанного договора Энергосбытовая организация обязуется осуществлять продажу электрической энергии, а Покупатель обязуется оплачивать приобретаемую электрическую энергию.
Согласно п. 4.2 указанного договора стоимость электрической энергии определяется по итогам каждого календарного месяца Энергосбытовой организацией. Стоимость электрической энергии указывается Энергосбытовой организацией в выставляемых Покупателю счетах и счетах-фактурах без предварительного извещения Покупателя. При этом стоимость продаваемой Покупателю электрической энергии не может быть выше стоимости электрической энергии, реализуемой ОАО "К" своим потребителям той же группы с таким же, как у Покупателя, уровнем напряжения.
ООО "У" и ООО "Т" составляют группу лиц в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
17.01.2014 между ООО "Р" ("Потребитель") и ООО "Е" ("Энергосбытовая компания") заключен договор электроснабжения № 030135, по которому Энергосбытовая компания обязуется осуществлять продажу электрической энергии (мощности), а также через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, а Потребитель обязался оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги в сроки и на условиях, предусмотренных договором.
В соответствии с п. 2.1.2 указанного договора Энергосбытовая организация имеет право приостанавливать исполнение обязательств по договору путем введения ограничения режима потребления электрической энергии (мощности) Потребителю в случаях и в порядке, установленных действующим законодательством РФ, в частности за неисполнение или ненадлежащее исполнение Потребителем обязательств по оплате электрической энергии (мощности) и услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения электрической энергией Потребителя, предусмотренных настоящим договором и/или действующим законодательством РФ. Уведомления об ограничении режима потребления электрической энергии Потребителю в случаях, установленных действующим законодательством РФ, направляются ЭСО любым из перечисленных способов: факсограммой, телеграммой, телетайпограммой, телефонограммой, почтовым отправлением, электронной почтой либо вручается непосредственно Потребителю под расписку.
Пунктом 2.4.10 договора электроснабжения № 030135 предусмотрено, что, если проведение плановых ремонтных (профилактических) работ Сетевой организацией невозможно без ограничения режима потребления Потребителя, Сетевая организация уведомляет Потребителя о проведении таких работ за 15 дней до их начала в порядке оперативных взаимоотношений. Сроки проведения плановых ремонтных (профилактических) работ согласовываются между Сетевой организацией и Потребителем не позднее чем за 15 дней до даты (дня и часа) ограничения режима потребления электрической энергии.
Согласно п. 6.5 указанного договора стороны несут ответственность за нарушение порядка полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии в соответствии с действующим законодательством РФ.
ООО "Е" ("Покупатель"), в свою очередь, приобретает электрическую энергию у ОАО "К" ("Гарантирующий поставщик") на основании Договора электроснабжения № 900000 от 01.04.2010, в соответствии с которым Гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии, а также через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и иные услуги, неразрывно связанные с процессом снабжения электрической энергией, а Покупатель обязуется оплачивать приобретаемую электрическую энергию и оказанные услуги. В силу п. 1.1 Договора электроснабжения № 900000 Покупатель является энергосбытовой организацией, приобретающей электрическую энергию (мощность) в точках поставки, указанных в приложении № 3 к Договору электроснабжения, для лиц, которые являются обслуживаемыми ею потребителями. Согласно Дополнительному соглашению от 31.01.2014 к Договору электроснабжения № 900000 в приложение № 3 включен потребитель - ООО "Р" с указанием точки поставки (на кабельных наконечниках ЛР в ТП-5), категории надежности - 3.
Кроме того, между ООО "Е" и ОАО "К" 22.03.2010 заключен агентский договор № 2-37/621 от 22.03.2010 (с дополнительными соглашениями) (далее - Агентский договор), согласно которому ОАО "К" ("Агент") обязуется по поручению ООО "Е" ("Принципал") совершать юридические и иные действия, необходимые для организации продажи покупателям Принципала электрической энергии (мощности), в том числе обеспечивать взаимодействие с сетевыми организациями по вопросам оказания услуг по передаче электрической энергии покупателям Принципала (п. 2.1.3 Агентского договора).
Отношения, связанные с передачей электрической энергии Потребителям, с которыми у ОАО "К" были заключены договоры электроснабжения и заключаются договоры энергоснабжения, урегулированы Договором № 2-47/250/70480128 оказания услуг по передаче электрической энергии, заключенным 20.12.2012 между ОАО "К" (Заказчик) и ОАО "М" (Исполнитель), с протоколом согласования разногласий от 18.03.2013, согласно которому Исполнитель обязуется оказывать Заказчику услуги по передаче электрической энергии Потребителям в соответствующих точках поставки, согласованных Сторонами в приложениях № 1.1, № 1.2 к Договору, посредством осуществления комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей, принадлежащих Исполнителю на праве собственности или ином установленном законом основании, а также организовать передачу электрической энергии через технические устройства территориальных сетевых организаций (далее - ТСО) в рамках соблюдения установленных государственными органами требований технических регламентов, стандартов, технических норм надежности функционирования и качества электроэнергии, а Заказчик обязуется оплачивать услуги Исполнителя в порядке, установленном договором.
Согласно п. 3.4 Договора по передаче электрической энергии № 2-47/250/70480128 Исполнитель обязуется исполнять самостоятельно и обеспечить исполнение ТСО (путем включения в договор, заключаемый Исполнителем с ТСО), в частности, следующих (аналогичных) условий: в кратчайшие сроки информировать Заказчика и Потребителей Заказчика об аварийных ситуациях в электрических сетях, ремонтных и профилактических работах, влияющих на исполнение обязательств по указанному договору (п. 3.4.4); самостоятельно или через ТСО уведомлять Потребителей Заказчика о сроках проведения ремонтных работ на принадлежащих Исполнителю объектах электросетевого хозяйства, которые влекут необходимость полного и (или) частичного ограничения режима потребления, в порядке, предусмотренном в приложении № 4 к Договору по передаче электрической энергии (п. 3.4.5); вводить ограничение режима потребления электроэнергии Потребителям Заказчика в порядке, установленном в приложении № 4 "Регламент взаимодействия Исполнителя и Заказчика при ограничении режима потребления электроэнергии Потребителям Заказчика и возобновлении их электроснабжения" (далее - Регламент взаимодействия)) (п. 3.4.10); урегулировать отношения, связанные с передачей электроэнергии Потребителям, с ТСО с обязательным включением в договоры оказания услуг по передаче электрической энергии с ними обязанностей ТСО, аналогичных обязанностям Исполнителя, предусмотренным Договором по передаче электрической энергии (п. 3.4.12).
При этом Регламентом взаимодействия предусмотрено, что в случаях возникновения необходимости введения ограничения режима потребления не по инициативе Заказчика Исполнитель уведомляет Потребителя и Заказчика об основаниях и сроках введения ограничения (п. 5).
Пунктом 38 Регламента взаимодействия установлено, что в случае, если проведение ремонтных работ на объектах электросетевого хозяйства Исполнителя (ТСО) невозможно без ограничения режима потребления (полного или частичного) в отношении Потребителя Заказчика, Исполнитель (ТСО) уведомляет Потребителя о проведении таких работ и о сроках ограничения режима потребления в связи с их проведением в срок, установленный договором энергоснабжения между Заказчиком и Потребителем.
На основании пункта 2.1 Договора № 2-47/250/70480128 в части передачи электрической энергии через технические устройства электрических сетей территориальных сетевых организаций ОАО "М" заключило договор с ООО "Т", поскольку именно к сетям ООО "Т" непосредственно присоединены энергопринимающие устройства ООО "Р".
05.06.2009 между ОАО "М" ("Заказчик") и ООО "Т" ("Исполнитель") заключен договор оказания услуг по передаче электрической энергии (мощности) № 70480070.
В соответствии с п. 2.1 договора № 70480070 Исполнитель обязуется оказывать услуги по передаче электрической энергии (мощности) от точек приема и до точек отпуска путем осуществления комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической энергии (мощности) через технические устройства электрических сетей, принадлежащих Исполнителю на праве собственности или на ином законном основании, а Заказчик обязуется оплачивать эти услуги.
В п. 1.5 приложения № 1 "Перечень точек поставки электрической энергии (мощности) из сети Исполнителя" к дополнительному соглашению № 8 от 25.03.2014 к договору № 70480070 указан потребитель - ООО "Р".
В соответствии с актом разграничения балансовой принадлежности электрических сетей и эксплуатационной ответственности сторон от 16.12.2013 граница балансовой принадлежности электрических сетей сторон устанавливается на кабельных наконечниках ЛР в ТП-5, а граница эксплуатационной ответственности сторон устанавливается на кабельных наконечниках в ТП-5.
Также актом разграничения балансовой принадлежности электрических сетей и эксплуатационной ответственности сторон от 16.12.2013 предусмотрено, что электроснабжение ООО "Р" осуществляется по третьей категории надежности.
Таким образом, ООО "Р" присоединено к электрической сети ООО "Т", и последнее обязалось по данному договору оказывать услуги по передаче электрической энергии, в том числе до потребителя - ООО "Р".
Как следует из материалов дела и подтверждается ответчиком, 06.06.2014 в 14 час. 00 мин. ООО "Т" произвело отключение электроснабжения потребителя - ООО "Р".
09.06.2014 ООО "Р" письмом (исх. № 115), направленным в адрес ООО "Т", просило разъяснить причину отключения электроснабжения.
09.06.2014 ООО "Т" письмом (исх. № 32), направленным в адрес ООО "Р", сообщило, что 06.06.2014 оказание услуг по передаче электрической энергии приостановлено в связи с необходимостью проведения испытаний электрических сетей 6 кВ в целях предотвращения аварийной ситуации.
09.06.2014 ОАО "К" письмом (исх. № 20-10/387), направленным в адрес ООО "Т", просило предоставить ООО "Т" информацию о причинах отключения электрической энергии и принимаемых ООО "Т" мерах по восстановлению электроснабжения ООО "Р".
10.06.2014 ООО "Т" письмом (исх. № 33), направленным в адрес ОАО "К", сообщило, что оказание услуг по передаче электрической энергии ООО "Р" приостановлено в связи с необходимостью проведения испытаний электрических сетей 6 кВ в целях предотвращения аварийной ситуации.
11.06.2014 ОАО "К" направило в адрес ООО "Т" повторное требование о необходимости восстановить энергоснабжение потребителя - ООО "Р" (письмо с исх. № 20-14/391 от 11.06.2014).
11.06.2014 <...> филиал ООО "Е" письмом (исх. № 20-14/392), направленным в адрес ООО "Р", сообщил, что ООО "Т" не предоставило подтверждения соблюдения порядка введения ограничения режима потребления в целях проведения ремонтных работ, в связи с чем в адрес ООО "Т" дополнительно направлено уведомление с требованием незамедлительно возобновить электроснабжение ООО "Р".
24.06.2014 ОАО "К" и <...> филиал ООО "Е" письмами (исх. № 11-26/129 от 24.06.2014 и № 11-26/242 от 24.06.2014) в адрес Кировского УФАС сообщили, что инициатором и исполнителем введения ограничения режима потребления электрической энергии в отношении ООО "Р" явилась территориальная сетевая организация - ООО "Т", к объектам электросетевого хозяйства которой технологически присоединены энергопринимающие устройства ООО "Р".
Кроме этого, в указанных письмах ОАО "К" и <...> филиал ООО "Е" сообщили, что не были уведомлены о предстоящем ограничении режима потребления в отношении потребителя - ООО "Р".
24.06.2014 филиал "Э" ОАО "М" письмом (исх. № 19-04/172), направленным в адрес Кировского УФАС, сообщил, что информация о предстоящем с 06.06.2014 ограничении потребителя - ООО "Р" от сетевой организации - ООО "Т" в адрес ОАО "М" не поступала, а также, что услуги по передаче электрической энергии (в том числе, до потребителя ООО "Р"), оказанные ООО "Т" в период с января по апрель 2014 года по договору № 70480070 от 05.06.2009, оплачены ОАО "М" в полном объеме.
Кроме этого, в указанном письме общество сообщило, что ОАО "М" не является ни инициатором, ни исполнителем введения ограничения режима потребления электрической энергии в отношении ООО "Р".
На заседании Комиссии Кировского УФАС 02.07.2014 представителем ответчика в материалы дела был представлен договор подряда от 09.06.2014, заключенный между ООО "Т" ("Заказчик"), в лице директора О.И.Н., и ОАО "С" ("Подрядчик"), в лице генерального директора Ш.
В соответствии с п. 1.1 указанного договора Подрядчик обязуется выполнить по заданию Заказчика работы, указанные в подпункте 2.1.1 настоящего договора, и сдать их результат Заказчику, а Заказчик обязуется принять результат работ и оплатить его.
В соответствии с п. 2.1.1 указанного договора Подрядчик обязан выполнить следующие виды работ: выявление и устранение повреждения высоковольтного кабеля, проходящего из РУ-6кВ в КТП-1000-5 по адресу: <...> (далее - работы).
По смыслу п. 2.1.2 указанного договора Подрядчик обязан выполнить работы, указанные в подпункте 2.1.1, в срок с 9 июня 2014 г. по 9 июля 2014 г.
Пункт 2.1.4 указанного договора устанавливает обязанность Подрядчика своими силами и за свой счет исправить выявленные в ходе приемки работ недостатки в сроки, согласованные с Заказчиком в акте устранения недостатков.
03.07.2014 Кировским УФАС в адрес Западно-Уральского управления Ростехнадзора был сделан запрос (исх. № 4482/02). Перед Управлением были поставлены следующие вопросы:
- сообщало ли ООО "Т" о неудовлетворительном состоянии объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих данному обществу, которое создает угрозу жизни и (или) угрозу возникновения технологических нарушений на указанных объектах?
- было ли выдано предписание ООО "Т" о необходимости введения ограничения режима потребления электрической энергии в июне 2014 г.? Если да, представить копию данного документа.
08.07.2014 Западно-Уральское управление Ростехнадзора письмом (исх. № 22/2493) в адрес Кировского УФАС сообщило, что ООО "Т" о неудовлетворительном состоянии объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих данному обществу, которое создает угрозу жизни и (или) угрозу возникновения технологических нарушений на указанных объектах, в Управление не сообщало, а также, что предписание ООО "Т" о необходимости введения ограничения режима потребления электрической энергии в июне 2014 года Управлением не выдавалось.
На заседании Комиссии Кировского УФАС 30.07.2014 представителем ответчика в материалы дела было представлено гарантийное письмо ОАО "С" от 09.07.2014 (исх. № 54), подписанное генеральным директором ОАО "С" Ш. и направленное в адрес ООО "Т", по которому общество просит перенести срок работ до 9 августа 2014 года.
В соответствии с определением Арбитражного суда Кировской области о введении внешнего управления от 16.06.2014 по делу № А28-9162/2013 в отношении открытого акционерного общества "С" (ИНН <...>, ОГРН <...>, юридический адрес: <...>) введена процедура банкротства - внешнее управление, сроком на 18 месяцев.
Пункт 4 указанного определения устанавливает следующее: "прекратить полномочия руководителя и органов управления открытого акционерного общества "С", управление делами возложить на внешнего управляющего".
Таким образом, Кировское УФАС приходит к выводу, что гарантийное письмо ОАО "С" от 09.07.2014 (исх. № 54), направленное в адрес ООО "Т", подписано неправомочным на это лицом.
Кроме этого, на заседании Комиссии Кировского УФАС 30.07.2014 представителем ответчика в материалы дела был представлен акт выполненных работ по осмотру ТП-6/0,4 "Т". Из указанного акта следует, что были выявлены дефекты, а именно повреждение изоляции жилы кабеля 6 кВ с "пробоем" изоляции на "землю", и дана рекомендация: требуется поиск и устранение повреждения КЛ-6кВ.
Данный акт не содержит дату осмотра, а также в нем отсутствует информация о том, кто и в какие сроки проводил работы по осмотру ТП-6/0,4 "Т", а также кто принял выполненные работы по осмотру ТП-6/0,4 "Т". Представитель ответчика на заседании Комиссии 30.07.2013 указал, что данный акт предоставляется согласно определению об отложении рассмотрения дела № 16/02-14 от 02.07.2014, которым указанный документ запрашивался.
Также на заседании Комиссии Кировского УФАС 30.07.2014 представителем ответчика в материалы дела были представлены копии заявлений в адрес филиала "Э" ОАО "М" и МУП "Г".
29.07.2014 ООО "Т" направило заявления в адрес филиала "Э" ОАО "М" и МУП "Г", в которых общество просит выполнить работы по выявлению и устранению повреждения принадлежащего ООО "Т" высоковольтного кабеля, проходящего из РУ-6кВ в КТП-1000-5 по адресу: <...>.
30.07.2014 на заседании Комиссии Кировского УФАС в процессе рассмотрения дела № 16/02-14 представителем заявителя было предложено провести осмотр объектов электросетевого хозяйства ООО "Т", к которым присоединены объекты заявителя - ООО "Р". Ответчик не возражал. Было решено комиссионно произвести обследование объектов электросетевого хозяйства ООО "Т" 30.07.2014 в 14 час. 00 мин. с участием представителей заявителя, представителей ответчика, представителей ОАО "М" (со специальными познаниями в сфере электроэнергетики) и членов Комиссии с целью установления наличия повреждения кабеля, от которого запитан заявитель, в связи с чем в заседании Комиссии был объявлен перерыв до 16 час. 00 мин. 30 июля 2014 года.
30.07.2014 Комиссия Кировского УФАС на основании решения об объявлении перерыва по делу № 16/02-12 от 30.07.2014 в 14 час. 00 мин. в составе: Бушманова Е.С. - ведущего специалиста-эксперта отдела товарных рынков и естественных монополий, Целищева А.П. - ведущего специалиста-эксперта отдела товарных рынков и естественных монополий, при участии представителя заявителя - П., при участии представителей ответчика - О.И.Л., Ш., при участии ОАО "М" - И., К. провела обследование объектов электросетевого хозяйства ООО "Т", к которым присоединены объекты заявителя - ООО "Р", о чем составлен соответствующий протокол.
Комиссия установила следующее: был проведен осмотр ТП № 5 от ПС Киров. Представитель ответчика заявил, что высоковольтный кабель, через который запитан потребитель, поврежден. Остальные потребители, подключенные к ТП № 5, запитаны через низковольтный кабель. Доказательств повреждения высоковольтного кабеля представитель ООО "Т" представить не смог. Со слов представителя ООО "Т", факт повреждения кабеля может быть установлен комиссией с участием технических специалистов. Со слов представителя ОАО "М", филиал "Э", при осмотре РУ-6кВ ТП № 5 от ПС Киров видимых повреждений кабеля 6 кВ не обнаружено. Кроме этого в данной ячейке имеется кабель, концы которого закорочены. Освещение в помещении ТП № 5 в период проведения осмотра отсутствовало.
В соответствии со ст. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Пунктом 1 ст. 541 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами.
В силу ст. ст. 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Согласно ч. 1 ст. 38 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями. Запрещается ограничение режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня, в отношении потребителей электрической энергии, не имеющих задолженности по оплате электрической энергии и исполняющих иные предусмотренные законодательством Российской Федерации и соглашением сторон обязательства.
Согласно абз. 3 п. 4 ст. 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" сетевая организация или иной владелец объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, не вправе препятствовать передаче электрической энергии на указанные устройства или объекты и (или) от указанных устройств или объектов.
Собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату (п. 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее - Правила № 861)).
В соответствии с п. 2 Правил № 861 Федеральная антимонопольная служба определена как уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по обеспечению государственного контроля за соблюдением правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и услугам администратора торговой системы.
Согласно абз. 3 п. 31(6) Правил № 861 для третьей категории надежности допустимое число часов отключения в год составляет 72 часа, но не более 24 часов подряд, включая срок восстановления электроснабжения, за исключением случаев, когда для производства ремонта объектов электросетевого хозяйства необходимы более длительные сроки, согласованные с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Порядок введения ограничения режима потребления электрической энергии установлен в Правилах полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 (далее - Порядок ограничения).
В пункте 2 Порядка ограничения содержатся основания для введения режима потребления электроэнергии, а именно:
а) соглашение сторон договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности));
б) нарушение своих обязательств потребителем, выразившееся в:
неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оплате электрической энергии (мощности) и (или) услуг по передаче электрической энергии, услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, в том числе обязательств по предварительной оплате в соответствии с установленными договором сроками платежа, если это привело к образованию задолженности потребителя перед гарантирующим поставщиком в размере, соответствующем денежным обязательствам потребителя не менее чем за один период между установленными договором сроками платежа, а для граждан-потребителей за 2 расчетных периода, либо к образованию задолженности потребителя перед энергосбытовой, энергоснабжающей организацией или производителем электрической энергии (мощности) на розничном рынке, в размере, установленном в договоре;
возникновении у потребителя услуг по передаче электрической энергии задолженности по оплате услуг по передаче электрической энергии, соответствующей одному периоду между установленными договором сроками платежа, а если потребителем является гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация, которая в соответствии с Основными положениями продает электрическую энергию сетевой организации для целей компенсации потерь электрической энергии) - в возникновении у него задолженности в указанном размере, рассчитанной за вычетом задолженности сетевой организации по оплате электрической энергии для компенсации потерь электрической энергии перед этим гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией);
выявлении факта осуществления потребителем безучетного потребления электрической энергии;
невыполнении потребителем условий договора, касающихся обеспечения функционирования устройств релейной защиты, противоаварийной и режимной автоматики, устройств компенсации реактивной мощности;
подключении потребителем к принадлежащим ему энергопринимающим устройствам электропотребляющего оборудования, повлекшем нарушение характеристик технологического присоединения, указанных в документах о технологическом присоединении;
в) удостоверение в установленном порядке неудовлетворительного состояния объектов электросетевого хозяйства, энергетических установок, энергопринимающих устройств потребителя, что создает угрозу жизни и здоровью людей и (или) угрозу возникновения технологических нарушений на указанных объектах, установках (устройствах), а также объектах электросетевого хозяйства сетевых организаций;
г) возникновение (угроза возникновения) аварийных электроэнергетических режимов;
д) приостановление или прекращение исполнения обязательств потребителя по договору о присоединении к торговой системе оптового рынка электрической энергии и мощности;
е) прекращение обязательств по снабжению электрической энергией (мощностью) и (или) оказанию услуг по передаче электрической энергии в отношении энергопринимающих устройств по договору энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) и (или) договору оказания услуг по передаче электрической энергии (далее - прекращение обязательств сторон по договору), в том числе по причине смены собственника или владельца объектов электросетевого хозяйства, к которым технологически присоединены такие энергопринимающие устройства, если при этом в отношении таких энергопринимающих устройств не заключен и не вступил в силу новый договор, на основании которого осуществляется продажа электрической энергии (мощности) и (или) оказание услуг по передаче электрической энергии;
ж) выявление гарантирующим поставщиком в случае, указанном в пункте 47 Основных положений, факта ненадлежащего технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителя к объектам электросетевого хозяйства;
з) необходимость проведения ремонтных работ на объектах электросетевого хозяйства сетевой организации, к которым присоединены энергопринимающие устройства потребителя, либо необходимость проведения ремонтных работ на объектах электросетевого хозяйства смежных сетевых организаций (иных владельцев объектов электросетевого хозяйства) в случае, если проведение таких работ невозможно без ограничения режима потребления;
и) поступление от потребителя заявления о введении в отношении него ограничения режима потребления в случае, если у потребителя отсутствует техническая возможность введения ограничения самостоятельно;
к) нарушение потребителем введенного ранее в отношении него ограничения режима потребления при сохранении обстоятельств из числа указанных в настоящем пункте, послуживших основанием для его введения.
Раздел II Порядка ограничения устанавливает порядок ограничения режима потребления по обстоятельствам, не связанным с необходимостью проведения ремонтных работ на объектах электросетевого хозяйства или с возникновением (угрозой возникновения) аварийных электроэнергетических режимов.
В соответствии с п. 4 Порядка ограничения ограничение режима потребления вводится:
а) в связи с наступлением обстоятельств, указанных в подпункте "а", абзацах втором, четвертом и пятом подпункта "б", в подпунктах "е", "ж" и "к" пункта 2 настоящих Правил, - по инициативе гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации, производителя электрической энергии (мощности) на розничном рынке), перед которым не исполнены обязательства или обязательства по договору с которым прекращаются, а в связи с наступлением обстоятельства, указанного в подпункте "д" пункта 2 настоящих Правил, - по инициативе организации коммерческой инфраструктуры оптового рынка (далее - инициатор введения ограничения) на основании его (ее) письменного уведомления о необходимости введения ограничения режима потребления, переданного в сетевую организацию, указанную в пункте 5 настоящих Правил;
б) в связи с наступлением обстоятельств, указанных в абзацах третьем, пятом и шестом подпункта "б", подпунктах "е" и "к" пункта 2 настоящих Правил, - по инициативе сетевой организации, оказывающей услуги по передаче электрической энергии в точке (точках) поставки потребителя, в отношении которого требуется введение ограничения режима потребления, с одновременным уведомлением о планируемом введении ограничения режима потребления гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), обслуживающего указанного в уведомлении потребителя. В целях введения ограничения режима потребления в связи с наступлением обстоятельства, указанного в абзаце третьем подпункта "б" пункта 2 настоящих Правил, в случае, если потребителем услуг по передаче электрической энергии является гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация), такой гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация) обязан не позднее 3 рабочих дней со дня возникновения задолженности в размере, являющемся основанием для введения ограничения режима потребления, предоставить сетевой организации заявление, содержащее информацию о каждом потребителе, у которого на эту дату и время имеется задолженность по оплате услуг по передаче электрической энергии перед данным гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией), и о размере такой задолженности. По обстоятельству, указанному в абзаце шестом подпункта "б" пункта 2 настоящих Правил, ограничение режима потребления вводится в отношении присоединенного электропотребляющего оборудования;
в) в связи с наступлением обстоятельства, указанного в подпункте "в" пункта 2 настоящих Правил, - на основании предписания органа государственного энергетического надзора о необходимости введения ограничения режима потребления;
г) в связи с наступлением обстоятельства, указанного в подпункте "и" пункта 2 настоящих Правил, - по заявлению потребителя, у которого отсутствует техническая возможность введения ограничения режима потребления самостоятельно, о введении в его отношении ограничения режима потребления, направленному в адрес гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), обслуживающего этого потребителя, или в адрес сетевой организации, с которой таким потребителем заключен договор оказания услуг по передаче электрической энергии. Гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация), обслуживающий данного потребителя и получивший от него указанное заявление, обязан в течение 1 рабочего дня передать заявление в адрес сетевой организации, оказывающей услуги по передаче электрической энергии в соответствующей точке (точках) поставки такого потребителя.
Разделом III Порядка ограничения предусмотрен порядок введения ограничения режима потребления в целях проведения ремонтных работ на объектах электросетевого хозяйства.
В соответствии с п. п. 30 - 32 Порядка ограничения в случае, если проведение ремонтных работ на объектах электросетевого хозяйства сетевой организации (смежной сетевой организации, иных владельцев) невозможно без ограничения режима потребления в отношении потребителей, присоединенных к сетям сетевой организации, сетевая организация в порядке, установленном договором оказания услуг по передаче электрической энергии, уведомляет потребителя напрямую или (если это предусмотрено указанным договором) через действующего в его интересах гарантирующего поставщика (энергосбытовую, энергоснабжающую организацию) о проведении таких работ и о сроках ограничения режима потребления в связи с их проведением. При этом, если договором оказания услуг по передаче электрической энергии, заключенным в отношении такого потребителя с действующим в его интересах гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией), предусмотрено, что такое уведомление потребителю передает гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация), он обязан при получении от сетевой организации указанного уведомления в течение 1 суток передать его потребителю способом, позволяющим определить дату и время передачи.
Если проведение сетевой организацией ремонтных работ невозможно осуществить без введения ограничения режима потребления в отношении потребителей, присоединенных к сетям смежной сетевой организации, последняя вводит ограничение режима потребления после получения уведомления о проведении ремонтных работ от сетевой организации и о необходимости введения ограничения режима потребления, за исключением следующих случаев:
а) отсутствие технической возможности введения ограничения посредством технических мероприятий на объектах электросетевого хозяйства смежной сетевой организации;
б) невозможность введения сетевой организацией ограничения вследствие получения от субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике решения об отказе в согласовании диспетчерской заявки или невозможность выполнения по не зависящим от нее обстоятельствам условий, необходимых для согласования диспетчерской заявки;
в) действие обстоятельств непреодолимой силы.
Смежная сетевая организация не позднее 2 дней со дня получения от сетевой организации уведомления о проведении ремонтных работ и о необходимости введения ограничения режима потребления в отношении потребителей, присоединенных к сетям смежной сетевой организации, обязана уведомить потребителя о введении ограничения режима потребления напрямую или (если это предусмотрено договором оказания услуг по передаче электрической энергии) через действующего в его интересах гарантирующего поставщика (энергосбытовую, энергоснабжающую организацию).
Разделом IV Порядка ограничения предусмотрен порядок введения ограничения режима потребления в целях предотвращения или ликвидации аварийных ситуаций.
В соответствии с п. 34 Порядка ограничения в случае возникновения (угрозы возникновения) аварийных электроэнергетических режимов по причине возникновения (угрозы возникновения) дефицита электрической энергии и мощности и (или) недопустимых отклонений напряжения, перегрузки электротехнического оборудования и в иных чрезвычайных ситуациях допускается ограничение режима потребления, в том числе без согласования с потребителем при необходимости принятия неотложных мер (далее - аварийное ограничение). Аварийное ограничение вводится при условии невозможности предотвращения указанных обстоятельств путем использования технологических резервов мощности.
Аварийные ограничения осуществляются в соответствии с графиками аварийного ограничения режима потребления электрической энергии (мощности) (далее - графики аварийного ограничения), а также посредством действия аппаратуры противоаварийной автоматики.
Пункт 35 Порядка ограничения устанавливает, что к графикам аварийного ограничения относятся:
а) графики ограничения режима потребления электрической энергии и графики ограничения режима потребления электрической мощности (далее - графики ограничения режима потребления), в соответствии с которыми потребители заранее уведомляются о необходимости ограничить потребление электрической энергии (мощности) и самостоятельно выполняют технические (технологические) мероприятия, обеспечивающие снижение потребления в объемах и в периоды суток, которые указаны в уведомлении. Реализация таких графиков может производиться без отключения энергопринимающих устройств и (или) линий электропередачи;
б) графики временного отключения потребления, в соответствии с которыми без предварительного уведомления потребителей сетевая организация или системный оператор производит отключение линий электропередачи. При этом также может предусматриваться отключение электроустановок непосредственно персоналом потребителей. Графики временного отключения потребления вводятся в действие в случае невозможности введения в действие графиков ограничения режима потребления в сроки, необходимые для предупреждения или предотвращения аварийных электроэнергетических режимов, в случае невыполнения потребителями диспетчерских команд (распоряжений) субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике о введении в действие графиков ограничения режима потребления, а также в случае сохранения причин, послуживших основанием для введения в действие графиков ограничения режима потребления после введения ограничения режима потребления. Сетевая организация оповещает потребителей о введении в действие графиков временного отключения потребления незамедлительно после их введения.
По смыслу п. 37 Порядка ограничения графики аварийного ограничения разрабатываются сетевой организацией на основании требований к объемам, времени и местам ввода аварийного ограничения, определенных системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированной территориальной электроэнергетической системе), в порядке, устанавливаемом Правилами разработки и применения графиков аварийного ограничения режима потребления электрической энергии (мощности) и использования противоаварийной автоматики, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики в сфере топливно-энергетического комплекса.
В графики ограничения режима потребления могут быть включены энергопринимающие устройства потребителей любой категории.
В графики временного отключения потребления могут быть включены энергопринимающие устройства потребителей любой категории, за исключением электроприемников аварийной брони электроснабжения потребителей, имеющих акты согласования аварийной брони, а также электроприемников аварийной брони тех потребителей, которые отнесены к категориям потребителей, предусмотренным приложением к настоящим Правилам.
Пункт 39 Порядка ограничения устанавливает, что графики аварийного ограничения разрабатываются на период с 1 октября текущего года по 30 сентября следующего года и утверждаются сетевой организацией не позднее чем за 10 дней до начала очередного периода после согласования с соответствующим субъектом оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике и соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Утвержденные графики аварийного ограничения доводятся до сведения гарантирующих поставщиков (энергосбытовых, энергоснабжающих организаций) и их потребителей в порядке, предусмотренном договором энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) или договором оказания услуг по передаче электрической энергии. Утвержденные графики аварийного ограничения также публикуются сетевой организацией на своем сайте в сети "Интернет" в течение 10 рабочих дней после их утверждения.
Сетевая организация осуществляет контроль технологической возможности реализации графиков аварийного ограничения.
При отсутствии утвержденных графиков аварийного ограничения сетевая организация вводит ограничение режима потребления по диспетчерской команде и (или) распоряжению системного оператора (субъекта оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированной территориальной электроэнергетической системе) путем отключения линий электропередачи, питающих потребителей, в объемах, определенных субъектом оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике в соответствии с пунктом 38 настоящих Правил.
Пункт 41 Порядка ограничения устанавливает, что при возникновении (угрозе возникновения) отклонений технологических режимов работы электросетевого оборудования, не относящегося к объектам диспетчеризации субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, от допустимых значений и при отсутствии диспетчерских команд (распоряжений) субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике о введении графиков временного отключения потребления сетевая организация вправе ввести в действие указанные графики самостоятельно.
В соответствии с п. 42 Порядка ограничения о введении в действие графиков аварийного ограничения сетевая организация уведомляет соответствующих гарантирующих поставщиков (энергосбытовые, энергоснабжающие организации), собственников и иных законных владельцев электрических станций, к шинам распределительных устройств которых присоединены энергопринимающие устройства потребителей, и (или) потребителей в порядке и в сроки, установленные Правилами разработки и применения графиков аварийного ограничения режима потребления электрической энергии (мощности) и использования противоаварийной автоматики.
Согласно п. 35 Правил разработки и применения графиков аварийного ограничения режима потребления электрической энергии (мощности) и использования противоаварийной автоматики, утвержденных приказом Минэнерго России от 06.06.2013 № 290, графики временного отключения потребления вводятся в действие в случае:
невозможности введения в действие графиков ограничения режима потребления в сроки, необходимые для предупреждения или предотвращения аварийных электроэнергетических режимов, либо сохранения причин, послуживших основанием для введения в действие графиков ограничения режима потребления, после их введения;
невыполнения потребителями диспетчерских распоряжений диспетчерского центра, в том числе переданных через первичного и (или) вторичного получателя команд об аварийных ограничениях, о введении в действие графиков ограничения режима потребления.
Пункт 43 Порядка ограничения устанавливает, что действия по временному отключению потребления электрической энергии (мощности) в порядке и в сроки, предусмотренные графиками временного отключения потребления, производятся:
а) уполномоченными лицами сетевой организации - по диспетчерской команде (распоряжению) субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике (в случае, предусмотренном пунктом 41 настоящих Правил, - самостоятельно);
б) уполномоченными работниками электрических станций в случае, если снабжение потребителей осуществляется непосредственно с шин распределительных устройств электрических станций, - по диспетчерской команде (распоряжению) субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, в том числе передаваемой через сетевую организацию;
в) уполномоченными лицами потребителей - по диспетчерской команде (распоряжению) субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, в том числе передаваемой через сетевую организацию.
Пункт 45 определяет, что сведения о времени отключения и восстановления потребления электрической энергии по потребителям, включенным в графики аварийного ограничения, и тем, кто был отключен в соответствии с пунктом 39 настоящих Правил, сетевая организация обязана разместить на своем сайте в сети "Интернет".
В соответствии с п. 48 Порядка ограничения сетевые организации и субъекты оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике предоставляют по запросу потребителей, в отношении которых было введено аварийное ограничение, и (или) организаций, осуществляющих снабжение электрической энергией таких потребителей, данные о периоде действия указанных в запросе аварийных ограничений и (или) внерегламентных отключений, основаниях введения аварийных ограничений, а также о причинах внерегламентных отключений.
Подпунктом "г" п. 15 Правил № 861 предусмотрена обязанность сетевой организации информировать потребителя услуг об аварийных ситуациях в электрических сетях, ремонтных и профилактических работах, влияющих на исполнение обязательств по договору.
Как следует из материалов дела, соглашение сторон договора энергоснабжения № 030135 о введении ограничения режима потребления электрической энергии отсутствовало.
Кировским УФАС не установлено нарушение обязательств ООО "Р" по договору энергоснабжения № 030135.
Предписания органа государственного энергетического надзора о необходимости введения ограничения режима потребления ООО "Т" не получало.
Надлежащего документального подтверждения возникновения (угрозы возникновения) аварийных электроэнергетических режимов ООО "Т" в материалы дела не представлено. Графики аварийного ограничения отсутствуют и, следовательно, не доводились до сведения ОАО "К", ОАО "М" и ООО "Р", а сайт ООО "Т" в сети "Интернет", а именно <...>, на момент возбуждения дела (16.06.2014) не зарегистрирован в системе создания сайтов uCoz.
Доказательств уведомления о проведении ремонтных работ в адрес ООО "Р", ОАО "М" и ОАО "К" ответчиком не представлено.
Кроме этого, ответчиком не представлены доказательства необходимости проведения ремонтных работ на объектах электросетевого хозяйства, а также доказательства, подтверждающие наличие либо отсутствие факта повреждения электрического кабеля, от которого запитаны объекты заявителя.
Таким образом, ООО "Т" прекратило оказание услуг по передаче электрической энергии ООО "Р" на длительный срок и с нарушением процедуры, предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ "О естественных монополиях" деятельность по передаче электрической энергии относится к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
В силу п. 13 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" и п. 5 ст. 5 ФЗ "О защите конкуренции" положение субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии, признается доминирующим.
Согласно п. 13 Информационного письма ВАС РФ от 30.03.1998 № 32 субъекты естественных монополий по сути своего положения доминируют на товарном рынке и на них распространяются запреты, установленные антимонопольным законодательством.
Региональной службой по тарифам Кировской области для ООО "Т" установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии (решение правления региональной службы по тарифам Кировской области от 20.12.2013 № 49/4 "Об индивидуальных тарифах на услуги по передаче электрической энергии").
Таким образом, ответчик занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии в границах присоединенных сетей.
Следовательно, на деятельность ООО "Т" распространяются ограничения, установленные статьей 10 ФЗ "О защите конкуренции", которая запрещает осуществлять ему действия, способные ущемить или ущемляющие интересы других лиц.
Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" целью настоящего Закона является предупреждение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на товарных рынках Российской Федерации.
Пунктом 4 ч. 1 ст. 10 Федерального закона "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие): экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.
Так как в ходе рассмотрения дела сторонами не были представлены доказательства, подтверждающие наличие либо отсутствие факта повреждения электрического кабеля, от которого запитаны объекты заявителя, но ответчиком нарушена процедура введения ограничения электропотребления, Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях ООО "Т" факта нарушения ч. 1 ст. 10 ФЗ № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Прекращение со стороны ООО "Т" оказания услуг по передаче электрической энергии ущемляет интересы ООО "Р", поскольку Общество вынуждено было прекратить осуществление производственной деятельности в связи с длительным отсутствием электроэнергии.
Таким образом, действиями ООО "Т", выразившимися в прекращении оказания услуг по передаче электрической энергии ООО "Р" на длительный срок и с нарушением процедуры, предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации, нарушен запрет, установленный частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", что имело (могло иметь) своим результатом ущемление интересов ООО "Р".
В связи с тем, что на момент вынесения антимонопольным органом решения по данному делу электроснабжение заявителя не восстановлено, Комиссия решила выдать предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства.
Действия ООО "Т" не соответствуют признакам допустимости, установленным ч. 1 ст. 13 Федерального закона № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Статья 10 ГК РФ не допускает использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.
Частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ предусмотрено, что совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 настоящего Кодекса, либо совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо сумма расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 8 статьи 39.1, частями 1 - 3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия

решила:

1. Признать в действиях ООО "Т" факт нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившийся в прекращении оказания услуг по передаче электрической энергии ООО "Р" на длительный срок и с нарушением процедуры, предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации, что имело (могло иметь) своим результатом ущемление интересов ООО "Р".
2. Выдать ООО "Т" предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

Председатель Комиссии
М.Л.НИКОНОВА

Члены Комиссии
Е.С.БУШМАНОВ
А.Н.ЦЕЛИЩЕВ

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.


------------------------------------------------------------------