По датам

2011

2012

2013

2014

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Решение Кировского УФАС России от 27.05.2014 по делу N 07/02-14 <О нарушении организацией - естественным монополистом антимонопольного законодательства, выразившемся в прекращении оказания услуг электроснабжения с нарушением процедуры, предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации>



УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 27 мая 2014 г. по делу № 07/02-14

Резолютивная часть решения объявлена 13.05.2014.
Решение изготовлено в полном объеме 27.05.2014.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
председателя Комиссии:
Молчанова А.В. - руководителя управления;
членов Комиссии:
Никоновой М.Л. - заместителя руководителя управления, начальника отдела товарных рынков и естественных монополий;
Целищева А.Н. - ведущего специалиста-эксперта отдела товарных рынков и естественных монополий;
Колесник А.В. - специалиста 1 разряда отдела товарных рынков и естественных монополий;
в присутствии представителей:
ответчика - ОАО "Р" - В. (по доверенности от 18.03.2014); И. (по доверенности от 17.09.2012);
заинтересованного лица - ООО "У" - М. (по доверенности от 25.12.2013 № РЭС-281/13);
рассмотрев в открытом заседании с объявлением резолютивной части решения дело № 07/02-14 по признакам нарушения ОАО "Р" (<...>) пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции",

установила:

В УФАС по Кировской области поступила жалоба от администрации <...> района Кировской области на незаконные действия поставщика электрической энергии - ООО "У", выразившиеся в необоснованном ограничении электроснабжения линий уличного освещения, а также в необоснованном ограничении электроснабжения граждан-потребителей.
В своем заявлении, направленном в антимонопольный орган, администрация <...> района сообщила, что между администрацией <...> района и ООО "У" заключен договор купли-продажи (поставки) электрической энергии № 2/0132 от 01.01.2012. В нарушение положений договора, по мнению Администрации, ООО "У" периодически ограничивает потребление электрической энергии линий уличного освещения. В заявлении указан период ограничения электроснабжения: с 19 часов 30 минут 13.11.2013 по 06 часов 00 минут 14.11.2013. Также Администрация указала, что такого рода отключения повторяются с периодичностью не менее одного раза в месяц.
В то же время администрация <...> района представила жалобу граждан-потребителей от 14.11.2013, проживающих по ул. <...>, ул. <...>, ул. <...>, ул. <...>, ул. <...> пгт <...> <...> района Кировской области, где указано, что граждане также периодически ограничиваются в потреблении электрической энергии. В жалобе указаны следующие периоды ограничения электроснабжения: 26 - 27 октября 2013 г. кратковременные днем, 28.10.2013 дважды с 19-08 до 19-18, с 19-40 до 06-00 29.10.2013, 13.11.2013 с 19-40 до 02-00 14.11.2013.
Управлением был направлен запрос в адрес ООО "У" с просьбой дать правовую оценку и документальное подтверждение по сложившейся ситуации, указанной в заявлении администрации <...> района.
ООО "У" своими письмами в адрес Управления от 23.12.2013 № 935/05 и от 07.02.2014 № 101/05 пояснило, что Общество является гарантирующим поставщиком в границах балансовой принадлежности электрических сетей ОАО "Р" на территории Кировской области в соответствии с решением правления региональной энергетической комиссии Кировской области от 13.10.2006 № <...>.
В настоящее время надлежащим образом оформленные договоры на энергоснабжение жилых помещений с гражданами, проживающими в вышеуказанных домах, отсутствуют, а также отсутствуют схемы электроснабжения домов, где проживают граждане-потребители.
По поводу ограничения электроэнергии ООО "У" сообщило, что в периоды, указанные в запросе, Общество от администрации <...> района каких-либо заявок/уведомлений/писем на ограничение режима потребления электрической энергии в отношении потребителей, проживающих по адресам: пгт <...>, ул. <...>, ул. <...>, ул. <...>, ул. <...>, ул. <...>, и соответствующих линий уличного освещения не получало.
Также Обществом была представлена претензия граждан-потребителей, проживающих по адресам: пгт <...>, ул. <...>, д. <...>, ул. <...>, направленная в адрес ООО "У", где указано, что в периоды 13.06.2013 с 20-15 до 22-20, 14.06.2013 с 21-30 до 23-30, 16.06.2013 с 13-00 до 14-00, 17.06.2013 с 9-00 до 11-00 граждане были ограничены в электроснабжении.
В связи с этим ООО "У" в адрес сетевой организации, а именно <...> дистанции электроснабжения <...> - филиала ОАО "Р" - был направлен запрос о причинах отсутствия электроснабжения в жилых домах в указанные периоды.
Письмом от 19.06.2013 № 465 <...> дистанция электроснабжения <...> - филиала ОАО "Р" пояснила Обществу, что электроснабжение жилых домов по указанным улицам осуществляется от КТП ДПР № <...> перегона <...>. Линия ДПР проложена по опорам контактной сети и является технологической линией. Отключение линии ДПР производилось сетевой организацией для выполнения регламентных работ на контактной сети перегона <...> и работ по секционированию КТП ДПР № <...> с целью сокращения количества отключений потребителей при обслуживании устройств контактной сети и воздушных линий. После завершения работ по секционированию КТП ДПР № <...> отключение потребителей будет производиться только для выполнения регламентных работ на контактной сети ст. <...>. При работах на контактной сети перегона <...> работы будут выполняться без отключения потребителей.
ООО "У" полагает, что для получения более подробной информации относительно ограничения электроснабжения линий уличного освещения, а также граждан-потребителей пгт <...> следует обратиться непосредственно в адрес сетевой организации - <...> дистанции электроснабжения <...> - филиала ОАО "Р".
В адрес <...> дистанции электроснабжения, структурного подразделения <...> - филиала ОАО "Р", Управлением был направлен запрос. Письмами от 25.12.2013 № 1198 и от 18.02.2014 № 75/<...> <...> дистанция пояснила, что ограничение электроснабжения граждан-потребителей, а также линий уличного освещения производилось по причине монтажа дополнительного мачтового разъединителя в линии ДПР для обеспечения секционирования линии и снижения времени ограничения плановых "окон" по ремонту пути перегона <...>, а также по причине плановых "окон" для ремонта пути перегона <...>.
Также дистанция в своем ответе Управлению пояснила, что не уведомляла потребителей о планируемых отключениях в связи с тем, что утвержденный план работ из диспетчерского центра управления перевозками поступает в <...> дистанцию электроснабжения менее чем за сутки.
В соответствии с п. 29 постановления Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" в рамках договора купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) гарантирующий поставщик несет перед потребителем (покупателем) ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору, в том числе за действия лиц, привлеченных им (ею) для оказания услуг, которые являются неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям. За неоказание или ненадлежащее оказание услуг по передаче электрической энергии ответственность перед потребителем (покупателем) несет оказывающая такие услуги сетевая организация.
В данном случае сетевой организацией является ОАО "Р" в лице <...> дистанции электроснабжения.
По признакам нарушения п. 4 ч. 1 ст. 10 Закона "О защите конкуренции" в отношении ОАО "Р" приказом от 28.02.2014 № 79 было возбуждено дело № 07/02-14.
В связи с необходимостью получения дополнительных документов и информации рассмотрение дела откладывалось два раза.
На заседании Комиссии 21.03.2014 представитель заявителя поддержал заявленные требования.
Представители ответчика пояснили, что согласно письму от 20.05.2013 № 1323-1-32, направленному администрацией <...> района в адрес ОАО "Р", Администрация и Организация согласовали отключение уличного освещения на период с 21.05.2013 по 09.09.2013. Также представители ОАО "Р" пояснили, что 13 - 14 июня 2013 г. отключение электроснабжения произошло по причине проведения работ по монтажу дополнительного мачтового разъединителя линии ДПР для обеспечения секционирования линии и снижения времени ограничения электроснабжения граждан-потребителей в период проведения плановых окон. Со слов представителей Организации, данные действия представляют собой неотложные меры по предупреждению, ликвидации технологического нарушения или аварии. ОАО "Р" считает, что согласно п. 13.1 акта разграничения балансовой принадлежности от 01.01.2012 (к договору № 2/0132 от 01.01.2013) вышеуказанная причина позволяет отключать энергоснабжение незамедлительно. Также при проведении работ на железнодорожном пути необходимо отключать контактные сети и, соответственно, нет возможности подавать электрическую энергию. Представители ответчика указали, что ограничение электроснабжения 28 - 29 октября 2013 г., 13 - 14 ноября 2013 г. происходило по причине плановых окон. ОАО "Р" считает, что не является монополистом в границах пгт <...> Кировской области на рынке оказания услуг по передаче электроэнергии, так как у потребителей данного населенного пункта имеется возможность питать свои сети от ОАО "О". Также ОАО "Р" считает, что питание от железной дороги неустойчивое. Представители ответчика дополнили, что администрацию <...> района и граждан-потребителей, проживающих в пгт <...>, известить о введении ограничения электроснабжения не могли, так как телефонограммы, разрешающие проведение ремонтных работ и предоставление технологических окон, направляются в адрес дистанции энергоснабжения в день либо за один день до такого ограничения. Следовательно, у <...> дистанции электроснабжения отсутствует возможность уведомления потребителей об отключении электроэнергии в письменном виде. ОАО "Р" посредством телефонной связи уведомило администрацию <...> района об ограничении энергоснабжения. Граждане-потребители не уведомлялись. ОАО "Р" считает, что уведомлять граждан об ограничении электроснабжения обязана администрация <...> района.
Представитель ООО "У" пояснил, что как гарантирующий поставщик может лишь опосредованно влиять на поставку и качество электроэнергии.
13 мая 2014 г., после отложения рассмотрения дела, представители ответчика пояснили, что 13 - 14 июня 2013 г. была необходимость проведения ремонтных работ, так как было выявлено разрушение изолятора на КТП-<...> ВЛ ДПР и образование сколов на изоляторах разъединителя в результате натяжения шлейфов, что свидетельствует об аварийном состоянии оборудования. Данный факт подтверждается актом внеочередного обхода с осмотром от 12.06.2013. Остальные работы являлись плановыми. Также представители Общества указали, что на официальном сайте ОАО "Р" отсутствуют графики аварийных и плановых работ. Со слов представителей ОАО "Р", доказательства письменного (иного) уведомления как потребителей, так и гарантирующего поставщика ООО "У" и сетевой организации ОАО "М" об ограничении электроснабжения отсутствуют ввиду того, что такие уведомления не направлялись. ОАО "Р" указало, что в связи с проведенной реорганизацией в структуре ОАО "Р" имеются сложности во взаимодействии между вновь созданными обществами, которые отвечают за выполнение определенных функций. Необходимо разработать регламенты взаимодействия, чтобы исключить такие случаи, которые рассматриваются в настоящем деле.
Представитель ООО "У", сославшись на п. 48 постановления Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии", сообщил, что сетевая организация, которая является инициатором введения ограничения, должна обосновать как проведение внерегламентных работ, так и аварийных. Таких обоснований ОАО "Р" не представило. Также указал, что какие-либо письма, претензии Администрацией в адрес ООО "У" не направлялись. Представитель сообщил, что 19.09.2013 в адрес ООО "У" от потребителей поступила претензия по поводу внезапных и длительных отключений электроснабжения, производимых <...> дистанцией электроснабжения <...> - филиала ОАО "Р", а именно 17.09.2013 с 22 часов 10 мин. до 05 часов 30 минут 18.09.2013. 19 сентября 2013 г. ООО "У" письмом № 2933 обратилось в адрес ответчика с требованием прекратить осуществление деятельности, противоречащей требованиям действующего законодательства, а также сообщить о причинах сложившейся ситуации и принятии мер к недопущению дальнейших несанкционированных отключений. Таким образом, ООО "У" приняло необходимые меры для того, чтобы урегулировать данный вопрос и разобраться по факту отключения. Заявитель по делу также не обращался по поводу вводимых ограничений ни в ОАО "Р", ни в ОАО "М".
Заслушав объяснения сторон и исследовав материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права собственности от 09.03.2004 ОАО "Р" является собственником комплекса объектов <...> дистанции электроснабжения участков <...> - <...>, <...> - <...> (производственное), в том числе: здания - 66 шт. площадью 13166,17 кв. м; сооружения - 24 шт.; линейные объекты - 83 шт. общей протяженностью 2012,476 км. В соответствии с выпиской к перечню объектов недвижимости железнодорожного транспорта на участках станция <...> - станция <...>, станция <...> - станция <...> относятся: контактная сеть и линия продольного электроснабжения 27,5 кВ перегона <...>; воздушные линии 0,4 кВ станции <...>.
01.12.2013 между ООО "У" и администрацией <...> района заключен государственный контракт № 1/05050/08/13/03508 на поставку электрической энергии (мощности) (далее - Контракт), в рамках которого Общество обязуется поставлять в точки поставки, согласованные в приложениях к данному Контракту (уличное освещение пгт <...>, улиц <...>, <...>, <...>, <...>), электрическую энергию, а Администрация обязуется оплатить фактически потребленную электрическую энергию за расчетный период.
В соответствии с п. 28 постановления Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" (далее - Правила № 442) по договору энергоснабжения на гарантирующего поставщика возлагается обязанность самостоятельно или через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям. Из указанной нормы права следует, что гарантирующий поставщик (ООО "У") обязуется не только поставлять электрическую энергию для населения и других потребителей в своей зоне деятельности, но и урегулировать отношения по передаче электрической энергии для бытовых потребителей.
Гарантирующий поставщик вправе оказывать такие услуги через сетевую организацию на основании заключаемого с ней договора в соответствии с п. 4 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее - Правила № 861). Таким образом, между ООО "У" и ОАО "М" в лице филиала "К" заключен договор оказания услуг по передаче электрической энергии от 29.11.2012 № 770480127, который подписан сторонами с протоколами разногласий и урегулирован в окончательной форме с протоколом согласования разногласий от 10.04.2013 к указанному договору. Согласно п. 2.1 вышеназванного договора ОАО "М" обязано оказывать ООО "У" услуги по передаче электрической энергии потребителям гарантирующего поставщика посредством осуществления комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электроэнергии через технические устройства электрических сетей, принадлежащих ОАО "М" на праве собственности или ином установленном федеральными законами основании, а также через технические устройства электрических сетей территориальных сетевых организаций в пределах максимальной мощности, а ООО "У" обязуется оплачивать услуги ОАО "М" в порядке, установленном договором.
На основании вышеуказанного пункта договора в части передачи электрической энергии через технические устройства электрических сетей территориальных сетевых организаций: ОАО "М" заключило договор с ОАО "Р" (ОАО "Р"), поскольку именно к сетям ОАО "Р" непосредственно присоединены многоквартирные жилые дома пгт <...>, а также объекты администрации <...> района (уличное освещение).
Между ОАО "М" и <...> железной дорогой - филиалом ОАО "Р" заключен договор оказания услуг по передаче электрической энергии (мощности) от 11.02.2008 № 70480041/ДУ-166. Согласно п. 2.1 ОАО "Р" обязуется оказывать услуги по передаче электрической энергии (мощности) от точек приема до точек отпуска путем осуществления комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической энергии (мощности) через технические устройства электрических сетей, принадлежащих ОАО "Р" на праве собственности или на ином законном основании, а ОАО "М" обязуется оплачивать эти услуги. Приложением № 2 к дополнительному соглашению от 17.09.2013 № 10 к указанному договору определен перечень точек поставки электрической энергии (мощности) из сети ОАО "Р", где в числе прочих определены как точки поставки объекты электросетевого хозяйства администрации <...> района, а также дома N№ <...> по ул. <...>, дома N№ <...> по ул. <...>, дома N№ <...> по ул. <...>, дом № <...> по ул. <...>, дома N№ <...> по ул. <...>, расположенные в пгт <...> <...> района Кировской области.
В материалы дела представлены акты разграничения балансовой принадлежности электросетей и эксплуатационной ответственности сторон между ОАО "Р" в лице <...> дистанции электроснабжения и потребителями. Проанализировав данные акты, можно сделать следующие выводы.
7 ноября 2011 г. вышеуказанные акты были составлены с потребителями: собственниками жилых домов, расположенных в пгт <...> по адресам: ул. <...>, ул. <...>. Согласно данным актам границами балансовой и эксплуатационной ответственности является кабельное соединение на штыревых изоляторах на вводе в здание. 1 января 2012 г. с администрацией <...> района был составлен акт, согласно которому границами балансовой и эксплуатационной ответственности является контактное соединение на нижних губках рубильников в РЩ-0,4 кВ КТП ДПР № <...>.
В ходе рассмотрения дела было выяснено, что акты разграничения балансовой принадлежности заключены не со всеми потребителями, вследствие чего на заседание Комиссии от 13.05.2014 ответчиком были представлены акты, составленные с остальными потребителями. Документы датированы 11.04.2014. В соответствии с данными актами границами балансовой и эксплуатационной ответственности является место присоединения СИП на опорах.
В подтверждение того, что ОАО "Р" оказывает услуги по передаче электрической энергии, свидетельствует также письмо ОАО "М" от 07.04.2014 № 12-04-176, где в ответ на запрос ООО "У" сетевая организация сообщила, что оплата услуг по передаче электрической энергии за рассматриваемые Комиссией периоды производилась ОАО "Р" в соответствии с условиями договора оказания услуг по передаче электрической энергии (мощности) от 11.02.2008 № 70480041/ДУ-166, исходя из объема электроэнергии, отпущенной из сети ОАО "Р" в точках поставки потребителям.
Согласно ч. 1 ст. 38 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.
В соответствии с п. 29 Правил № 442 по договору купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии (мощности), а потребитель (покупатель) обязуется принимать и оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность).
В рамках договора купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) гарантирующий поставщик несет перед потребителем (покупателем) ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору, в том числе за действия лиц, привлеченных им (ею) для оказания услуг, которые являются неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям. За неоказание или ненадлежащее оказание услуг по передаче электрической энергии ответственность перед потребителем (покупателем) несет оказывающая такие услуги сетевая организация.
Согласно пп. пп. "а", "б" п. 7.1 договора, заключенного между ОАО "М" и ОАО "Р", в зону ответственности ОАО "Р" входит не предусмотренное договором полное или частичное ограничение режима потребления электрической энергии (мощности) потребителям, в том числе сверх сроков, определенных категорий надежности снабжения, нарушение установленного порядка полного и (или) частичного ограничения/возобновления режима подачи потребления электрической энергии (мощности).
Таким образом, ОАО "Р" как прочая сетевая организация несет ответственность за неоказание или ненадлежащее оказание услуг по передаче электрической энергии для потребителей гарантирующего поставщика ООО "У" в зоне своей ответственности, а именно для администрации <...> района (уличное освещение), а также для граждан-потребителей, проживающих в жилых домах по адресам: ул. <...>, ул. <...>, ул. <...>, ул. <...>, ул. <...> в пгт <...> <...> района Кировской области.
В соответствии с ч. 1 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу ч. 3 ст. 539 ГК РФ к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.
Согласно ч. 2 ст. 546 ГК РФ перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное органом государственного энергетического надзора неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан. О перерыве в подаче, прекращении или об ограничении подачи энергии энергоснабжающая организация должна предупредить абонента.
Ч. 3 ст. 546 ГК РФ установлено, что перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом и без соответствующего его предупреждения допускаются в случае необходимости принять неотложные меры по предотвращению или ликвидации аварии при условии немедленного уведомления абонента об этом.
Согласно ст. 38 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" запрещается ограничение режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня, в отношении потребителей электрической энергии, не имеющих задолженности по оплате электрической энергии и исполняющих иные предусмотренные законодательством РФ и соглашением сторон обязательства.
Администрация <...> района представила в материалы дела платежные поручения (от 28.06.2013 № 164; от 21.10.2013 № 266; от 26.11.2013 № 303) об оплате услуг электроснабжения за рассматриваемые Комиссией периоды, которые свидетельствуют о том, что задолженности по оплате за электрическую энергию у администрации <...> района не числится.
Согласно пункту 1.2 Инструкции о порядке предоставления и использования "окон" для ремонтных и строительно-монтажных работ на железных дорогах ОАО "Р", утвержденной распоряжением ОАО "Р" от 29.11.2011 № 2560р, "окно" - это время, в течение которого прекращается движение поездов по перегону, отдельным путям перегона или станции для производства ремонтно-строительных работ.
Пунктом 1.3.4 вышеуказанной Инструкции установлен перечень работ, для выполнения которых требуется предоставление окон, в том числе ремонты пути.
Пунктом 3.3.1 Правил устройства и технической эксплуатации контактной сети электрифицированных железных дорог, утвержденных Министерством путей сообщения РФ 11.12.2001 № ЦЭ-868, установлено, что техническое обслуживание контактной сети, организацию и выполнение ремонтных и восстановительных работ осуществляют дистанции электроснабжения в границах, устанавливаемых начальником железной дороги. Пункт 3.3.8 данных Правил установил, что работы по техническому обслуживанию и текущему ремонту в зависимости от технологии выполняют в "окна" или без перерыва в движении поездов в интервалах между поездами с применением автомотрис, автодрезин, съемных вышек и других технических средств. В п. 3.3.10 Правил указано, что в графике движения поездов должны предусматриваться технологические "окна" в светлое время суток продолжительностью 1,5 - 2 ч. для работ, требующих снятия напряжения, и всех работ в местах, где затруднена уборка с пути съемных изолирующих вышек для пропуска поездов (в тоннелях, скальных выемках, на мостах, высоких насыпях неполного профиля и у высоких платформ), и в кривых участках пути малого радиуса, где не обеспечивается видимость приближающихся поездов. Пункт 3.3.11 Правил указывает, что для выполнения работ по капитальному ремонту должны предоставляться "окна" продолжительностью 3 - 4 ч. и для обновления и реконструкции продолжительностью 6 - 8 ч.
Согласно п. 6.3 Регламента взаимодействия исполнителя и заказчика при ограничении режима потребления электроэнергии и возобновлении электроснабжения (приложение № 4 к Договору оказания услуг по передаче электрической энергии (мощности) № 70480041 от 11.02.2008) ограничение режима потребления электроэнергии (мощности) при выводе электроустановок Исполнителя (ОАО "Р") в ремонт осуществляется в соответствии с Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденными постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, и производится в порядке, предусмотренном графиками ремонта оборудования Исполнителя, ранее согласованными с Заказчиком (ОАО "М").
Пунктом 6.4 вышеуказанного Регламента установлено, что при организации ремонтных работ, связанных с ликвидацией технологического нарушения или при угрозе его возникновения, Исполнитель имеет право выводить в ремонт свои электроустановки без согласования с Потребителем с последующим немедленным уведомлением последнего.
В соответствии с п. 2 Правил № 442 ограничение режима потребления электрической энергии вводится при наступлении любого из следующих обстоятельств:
г) возникновение (угроза возникновения) аварийных электроэнергетических режимов;
з) необходимость проведения ремонтных работ на объектах электросетевого хозяйства сетевой организации, к которым присоединены энергопринимающие устройства потребителя, либо необходимость проведения ремонтных работ на объектах электросетевого хозяйства смежных сетевых организаций (иных владельцев электросетевого хозяйства) в случае, если проведение таких работ невозможно без ограничения режима потребления;
и) поступление от потребителя заявления о введении в отношении него ограничения режима потребления в случае, если у потребителя отсутствует техническая возможность введения ограничения самостоятельно.
Согласно п. 34 Правил № 442 (Порядок введения ограничения режима потребления в целях предотвращения или ликвидации аварийных ситуаций) в случае возникновения (угрозы возникновения) аварийных электроэнергетических режимов по причине возникновения (угрозы возникновения) дефицита электрической энергии и мощности и (или) недопустимых отклонений напряжения, перегрузки электротехнического оборудования и в иных чрезвычайных ситуациях допускается ограничение режима потребления, в том числе без согласования с потребителем при необходимости принятия неотложных мер (далее - аварийное ограничение). Аварийное ограничение вводится при условии невозможности предотвращения указанных обстоятельств путем использования технологических резервов мощности.
Аварийные ограничения осуществляются в соответствии с графиками аварийного ограничения режима потребления электрической энергии (мощности) (далее - графики аварийного ограничения), а также посредством действия аппаратуры противоаварийной автоматики.
Пункт 35 Правил № 442 к таким графикам относит:
а) графики ограничения режима потребления электрической энергии и графики ограничения режима потребления электрической мощности (далее - графики ограничения режима потребления), в соответствии с которыми потребители заранее уведомляются о необходимости ограничить потребление электрической энергии (мощности) и самостоятельно выполняют технические (технологические) мероприятия, обеспечивающие снижение потребления в объемах и в периоды суток, которые указаны в уведомлении. Реализация таких графиков может производиться без отключения энергопринимающих устройств и (или) линий электропередачи;
б) графики временного отключения потребления, в соответствии с которыми без предварительного уведомления потребителей сетевая организация или системный оператор производит отключение линий электропередачи. При этом также может предусматриваться отключение электроустановок непосредственно персоналом потребителей. Графики временного отключения потребления вводятся в действие в случае невозможности введения в действие графиков ограничения режима потребления в сроки, необходимые для предупреждения или предотвращения аварийных электроэнергетических режимов, в случае невыполнения потребителями диспетчерских команд (распоряжений) субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике о введении в действие графиков ограничения режима потребления, а также в случае сохранения причин, послуживших основанием для введения в действие графиков ограничения режима потребления, после введения ограничения режима потребления. Сетевая организация оповещает потребителей о введении в действие графиков временного отключения потребления незамедлительно после их введения.
Согласно п. 42 Правил № 442 о введении в действие графиков аварийного ограничения сетевая организация уведомляет соответствующих гарантирующих поставщиков (энергосбытовые, энергоснабжающие организации), собственников и иных законных владельцев электрических станций, к шинам распределительных устройств которых присоединены энергопринимающие устройства потребителей, и (или) потребителей в порядке и в сроки, установленные правилами разработки и применения графиков аварийного ограничения режима потребления электрической энергии (мощности) и использования противоаварийной автоматики.
В ходе рассмотрения дела ОАО "Р" представляло пояснения по поводу ограничения электроснабжения потребителей: администрации <...> района и граждан, проживающих в жилых домах по адресам: ул. <...>, ул. <...>, ул. <...>, ул. <...>, ул. <...> пгт <...> <...> района Кировской области, в периоды: 13 - 14, 16 - 17 июня 2013 г., 26 - 29 октября 2013 г., 13 - 14 ноября 2014 г. Ограничение энергоснабжения ОАО "Р" объяснило необходимостью проведения регламентных работ на электрооборудовании для предотвращения аварийных ситуаций. Однако в качестве доказательства проведения работ по предотвращению аварийных ситуаций в материалы дела представлен акт обхода с осмотром от 12.06.2013, где указано, что было выявлено разрушение изолятора на КТП-<...> ВЛ ДПР и образование сколов на изоляторах разъединителя в результате натяжения шлейфов. Поэтому было произведено отключение электрической энергии в период 13 - 14 июня 2013 г. В отношении иных периодов отключения доказательств необходимости проведения работ по предотвращению аварийных ситуаций ОАО "Р" не представило. Также ОАО "Р" согласно п. п. 35, 42 Правил № 442 не известило потребителей, а также гарантирующего поставщика о введении в действие графиков временного отключения потребления электрической энергии и о введении в действие графиков аварийного ограничения.
В ходе рассмотрения дела Ответчиком были представлены следующие документы, подтверждающие факт проведения ремонтных работ:
1. Наряд-допуск № 10 на производство работ на контактной сети, ЛЭП, ВЛ и связанных с ними устройствах. Согласно данному документу работы на объектах электросетевого хозяйства вводились 13, 14, 17 июня 2013 г.
2. Наряд-допуск № 42 на производство работ на контактной сети, ЛЭП, ВЛ и связанных с ними устройствах. По данному наряду работы совершались 29 ноября 2013 г.
3. Телефонограмма от 13.06.2013, разрешающая проведение работ и предоставление технологического окна на перегоне <...> с 20 час. 30 мин. до 22 час. 30 мин. 13.06.2013.
4. Телефонограмма от 28.10.2013, разрешающая проведение работ и предоставление технологического окна на перегоне <...> с 20 час. 30 мин. 28.10.2013 до 03 час. 30 мин. 29.10.2013.
5. Телефонограмма от 13.11.2013, разрешающая проведение работ и предоставление технологического окна на перегоне <...> с 20 час. 30 мин. 13.11.2013 до 01 час. 30 мин. 14.11.2013.
6. График выполнения ремонтно-путевых работ на 2013 г., утвержденный начальником <...> железной дороги, от 01.02.2013. Данный график свидетельствует о том, что работы по ремонту пути, а следовательно, и предоставление технологических окон были запланированы на период с 02.09.2013 по 14.10.2013. Периоды ограничения потребителей в электроснабжении не совпадают с датами, указанными в данном графике. Таким образом, производимые отключения были связаны с внеплановыми (внерегламентными работами).
С учетом изложенного ответчик документально подтвердил проведение ремонтных работ на объектах электросетевого хозяйства ОАО "Р", к которым присоединены потребители, в периоды ограничения электроснабжения потребителей, расположенных в пгт <...>, в периоды: 13 - 14 июня 2013 г., 16 - 17 июня 2013 г., 26 - 29 октября 2013 г., 13 - 14 ноября 2014 г. В периоды 16 - 17 июня 2013 г., 26 - 29 октября 2013 г., 13 - 14 ноября 2014 г. проводились внерегламентные работы.
Необходимо отметить, что ОАО "М" в лице филиала "К" своим письмом от 07.04.2014 № 12-04-176 сообщило, что ОАО "Р", к электрическим сетям которого подключены потребители (администрация <...> района и граждане, проживающие в пгт <...>), не направляло в адрес филиала "К" ОАО "М" информацию о предстоящих и уже введенных ограничениях режима потребления вышеуказанных потребителей в июне, октябре и ноябре 2013 г.
Пунктом 30 Правил № 442 установлено, что в случае, если проведение ремонтных работ на объектах электросетевого хозяйства сетевой организации (смежной сетевой организации, иных владельцев) невозможно без ограничения режима потребления в отношении потребителей, присоединенных к сетям сетевой организации, сетевая организация в порядке, установленном договором оказания услуг по передаче электрической энергии, уведомляет потребителя напрямую или (если это предусмотрено указанным договором) через действующего в его интересах гарантирующего поставщика (энергосбытовую, энергоснабжающую организацию) о проведении таких работ и о сроках ограничения режима потребления в связи с их проведением. При этом если договором оказания услуг по передаче электрической энергии, заключенным в отношении такого потребителя с действующим в его интересах гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией), предусмотрено, что такое уведомление потребителю передает гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация), то он обязан при получении от сетевой организации указанного уведомления в течение 1 суток передать его потребителю способом, позволяющим определить дату и время передачи.
Также согласно п. 48 Правил № 442 сетевые организации и субъекты оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике предоставляют по запросу потребителей, в отношении которых было введено аварийное ограничение, и (или) организаций, осуществляющих снабжение электрической энергией таких потребителей, данные о периоде действия указанных в запросе аварийных ограничений и (или) внерегламентных отключений, основаниях введения аварийных ограничений, а также о причинах внерегламентных отключений.
Подпунктом "г" п. 15 Правил № 861 предусмотрена обязанность сетевой организации информировать потребителя услуг об аварийных ситуациях в электрических сетях, ремонтных и профилактических работах, влияющих на исполнение обязательств по договору.
Доказательств уведомления потребителей об ограничении подачи электрической энергии в рассматриваемые периоды, а также основания введения таких ограничений ОАО "Р" в Кировское УФАС не представило.
С учетом изложенного Комиссия пришла к выводу о том, что ОАО "Р" в лице <...> дистанции электроснабжения ограничило потребителей, расположенных в пгт <...>, в снабжении электрической энергией, не предупредив об этом ни самих потребителей, ни гарантирующего поставщика (ООО "У"), ни сетевую организацию (ОАО "М"), тем самым нарушило п. 6.4 Регламента взаимодействия исполнителя и заказчика при ограничении режима потребления электроэнергии и возобновлении электроснабжения (приложение № 4 к Договору оказания услуг по передаче электрической энергии (мощности) № 70480041 от 11.02.2008), а также нормы действующего законодательства в сфере энергоснабжения, а именно: ч. 3 ст. 546 ГК РФ; п. 15 Правил № 861; п. 30, пп. "б" п. 35, п. 42, п. 48 Правил № 442.
ОАО "Р" в лице филиала <...> железная дорога, <...> дистанция электроснабжения, осуществляет деятельность по передаче электрической энергии по принадлежащим Обществу сетям. В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ "О естественных монополиях" деятельность по передаче электрической энергии относится к сфере деятельности субъектов естественных монополий. Согласно п. 13 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" от 30.06.2008 № 30 доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии (часть 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции), в связи с чем ОАО "Р" занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии в границах присоединенных электрических сетей, в том числе в границах пгт <...> <...> района Кировской области, и на него распространяются запреты, установленные ч. 1 ст. 10 Закона РФ "О защите конкуренции".
Часть 1 ст. 10 Закона РФ "О защите конкуренции" запрещает действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие):
4) экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.
Таким образом, ОАО "Р" нарушило требования п. 4 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" действиями, выразившимися в прекращении оказания услуг электроснабжения с нарушением процедуры, предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Так как рассматриваемые Комиссией действия имели разовый характер, а также поскольку жалоб и претензий об очередном ограничении в поставке электрической энергии от потребителей в адрес Кировского УФАС, ООО "У" не поступало, Комиссия считает, что отсутствует необходимость в выдаче предписания ОАО "Р" о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
Частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ предусмотрено, что совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 настоящего Кодекса, либо совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо сумма расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.
С учетом изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия

решила:

Признать в действиях ОАО "Р" факт нарушения пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в прекращении оказания услуг электроснабжения с нарушением процедуры, предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Председатель Комиссии
А.В.МОЛЧАНОВ

Члены Комиссии
М.Л.НИКОНОВА
А.Н.ЦЕЛИЩЕВ
А.В.КОЛЕСНИК

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.


------------------------------------------------------------------