Решение Кировского УФАС России от 22.05.2014 по делу N 10/02-14 <О нарушении организацией - естественным монополистом антимонопольного законодательства, выразившемся в неправомерном взимании с граждан платы за опломбировку индивидуальных приборов учета воды>
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
РЕШЕНИЕ
от 22 мая 2014 г. по делу № 10/02-14
Резолютивная часть решения объявлена 08.05.2014.
Решение изготовлено в полном объеме 22.05.2014.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
председателя Комиссии:
Молчанова А.В. - руководителя управления;
членов Комиссии:
Бушманова Е.С. - ведущего специалиста - эксперта отдела товарных рынков и естественных монополий;
Колесник А.В. - специалиста 1 разряда отдела товарных рынков и естественных монополий,
в присутствии директора представителя ООО "М" В. (полномочия подтверждаются протоколом общего собрания учредителей Общества от 12.07.2013 № 3),
рассмотрев дело № 10/02-14 по признакам нарушения ООО "М" (<...>) ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в неправомерном взимании с граждан платы за опломбировку индивидуальных приборов учета воды,
установила:
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Кировской области в рамках осуществления контроля за исполнением Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ № 354 от 06.05.2011 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг), направило в адрес ООО "М" письмо от 05.02.2014 № 647/02 по поводу взимания с потребителей платы за ввод в эксплуатацию и опломбировку приборов учета энергоресурсов, установленных в квартирах граждан.
Письмом от 20.02.2014 № 51 ООО "М" представило следующие документы:
- прейскурант стоимости платных услуг населению с 01.01.2011;
- копии приказов за 2012 г. 2013 г., 2014 г. о начислении за выполненные работы;
- список лиц, на которых производились начисления за первичную опломбировку приборов учета воды.
При изучении вышеуказанных документов было установлено, что ООО "М" за период с января 2012 г. по январь 2014 г. взимало с граждан плату за выполнение работ по опломбированию приборов учета воды.
В указанных действиях ООО "М" содержатся признаки нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", в связи с чем приказом от 13.03.2014 № 98 было возбуждено дело № 10/02-14.
В целях рассмотрения настоящего дела, в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации от 03.09.2010 № 220 (далее - Порядок), Кировским УФАС проведено исследование локального рынка услуг по управлению многоквартирными жилыми домами, находящимися в управлении ООО "М". Результаты анализа отражены в аналитическом отчете и приобщены к материалам дела.
Согласно пункту 1.3 Порядка проведение анализа состояния конкуренции на товарном рынке включает следующие этапы:
1) определение временного интервала исследования товарного рынка;
2) определение продуктовых границ товарного рынка;
3) определение географических границ товарного рынка;
4) определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке в качестве продавцов и покупателей;
5) расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке;
6) определение уровня концентрации товарного рынка;
7) определение барьеров входа на товарный рынок;
8) оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке;
9) составление аналитического отчета.
1. Временной интервал исследования рынка.
Согласно пункту 2.1 Порядка временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации. Наименьший временной интервал анализа состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта должен составлять один год или срок существования товарного рынка, если он составляет менее чем один год.
Временной интервал исследования рынка определен 2012 - 2013 гг.
2. Продуктовые границы товарного рынка.
Комиссией было оценено соотношение услуг по управлению многоквартирными жилыми домами и услуг по регистрации и опломбированию мест установки приборов учета энергоресурсов, установленных в квартирах граждан.
Согласно ч. 1 ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Таким образом, оплата потребленных ресурсов должна осуществляться с учетом показаний приборов учета соответствующих ресурсов. Обязанностью потребителя является установка прибора учета воды и обращение в ресурсоснабжающую либо управляющую организацию с целью обеспечения введения его в эксплуатацию.
Согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона № 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" под вводом в эксплуатацию средств измерений понимается "документально оформленная в установленном порядке готовность средства измерений к использованию по назначению".
Прибор учета воды устанавливается в квартирах граждан только в целях энергоснабжения, а именно в целях определения количества потребленного потребителем ресурса, самостоятельной ценности для потребителя услуги по приемке в эксплуатацию, в том числе опломбировке прибора учета, установленного только в целях учета потребленного ресурса, не имеют, у потребителей нет возможности и необходимости использовать эти услуги в отрыве от получения коммунальных услуг, предоставляемых управляющей организацией во исполнение договора управления многоквартирным жилым домом. Один из этапов процедуры приемки в эксплуатацию установленного прибора учета - установка пломб - осуществляется в целях устранения возможности несанкционированного вмешательства третьих лиц, в т.ч. потребителя, в работу прибора учета, результатом которого может быть недостоверное определение количества потребленного ресурса, которое, в свою очередь, может привести к неполной оплате потребителем фактически потребленного ресурса. Следовательно, в правильной приемке в эксплуатацию установленного прибора учета заинтересована, прежде всего, организация, которая непосредственно осуществляет поставку коммунального ресурса, в данном случае исполнитель коммунальных услуг - управляющая организация.
В то же время граждане с целью получения коммунальных услуг в соответствии с действующим законодательством должны оплачивать только стоимость полученного энергоресурса (коммунальной услуги) по установленным регулирующим органом тарифам, а также стоимость работ по установке и обслуживанию приборов учета потребляемых ресурсов, при этом цена этих работ устанавливается соглашением сторон.
В соответствии с п. 1 ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора и понуждение к заключению договора не допускается, за исключением установленных законом или договором случаев. В силу ч. 2 ст. 16 Закона "О защите прав потребителей" запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг).
Ввод прибора учета в эксплуатацию не определен действующими нормативными правовыми актами в качестве самостоятельной услуги, при этом он осуществляется для целей ресурсоснабжения, а эксплуатация установленного прибора учета воды без документального оформления его приемки в качестве прибора учета и осуществление расчетов на основании его показаний не допускается. При приемке в постоянную эксплуатацию узла коммерческого учета (системы учета) сотрудниками исполнителя коммунальных услуг проверяется схема включения и качества монтажа и непосредственно после этого осуществляется опломбировка места соединения прибора учета с водопроводной сетью, после чего оформляется соответствующий акт ввода прибора учета в эксплуатацию. Действия по опломбировке и документальное оформление приемки прибора учета в эксплуатацию осуществляются после установки прибора учета.
Таким образом, действия, связанные с вводом приборов учета энергоресурсов в эксплуатацию, в т.ч. по опломбированию и дальнейшему документальному оформлению факта приемки, являются необходимым и обязательным условием для получения потребителем возможности использовать этот прибор учета для определения количества потребленного ресурса и осуществления платежей с исполнителем коммунальных услуг, являющимся для граждан поставщиком соответствующего энергоресурса, т.е. ввод прибора учета в эксплуатацию является составной частью правоотношений, возникающих из договоров по управлению многоквартирными жилыми домами. Услуге по управлению многоквартирным домом соответствует код по ОКУН 041131.
3. Географические границы товарного рынка.
По смыслу ст. 4 Федерального закона "О защите конкуренции" географические границы рынка определяются границами территории, на которой покупатель (покупатели) приобретают или имеют возможность приобрести товар, исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами, а продавец имеет возможность реализовывать товар.
В силу ч. 9 ст. 161 ЖК РФ многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией. Согласно ч. 5 ст. 162 ЖК РФ договор управления многоквартирным домом заключается на срок не менее одного года.
Собственники и наниматели помещений в жилых домах в течение срока действия договора управления многоквартирным домом не имеют возможности получать услуги по управлению многоквартирным жилым домом, в том числе получать коммунальные услуги, от иных продавцов данных услуг.
Соответственно рынок коммунальных услуг конкретному потребителю определяется географически общедомовыми сетями, к которым присоединены его энергопринимающие устройства, и единым технологическим процессом поставки коммунального ресурса, то есть - границами общедомовых сетей, находящихся в управлении организации.
Таким образом, географические границы товарного рынка ограничиваются территорией местонахождения общего имущества каждого конкретного дома, находящегося в управлении ООО "М".
4. Состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке.
Из представленных в Кировское УФАС России документов следует, что в управлении ООО "М" по состоянию на 31.12.2013 находится 33 многоквартирных жилых дома (перечень домов имеется в материалах дела).
ООО "М" является единственным продавцом услуги и осуществляет свою деятельность на рынке услуг по управлению домом по конкретному адресу в отсутствие конкуренции, а потребителями услуги являются собственники помещений, расположенных в каждом многоквартирном доме, находящемся в управлении ООО "М".
5. Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов, действующих на рынке.
На основании статьи 5 Федерального закона "О защите конкуренции" доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара не превышает тридцать пять процентов.
В соответствии с ч. 1 ст. 5 Закона "О защите конкуренции" доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок других хозяйствующим субъектам, в том числе доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов.
Учитывая, что ООО "М" является единственным продавцом услуги по управлению каждым многоквартирным домом (независимо от объемов оказанных услуг по каждому конкретному дому), доля ООО "М" на локальном рынке услуг по управлению каждым многоквартирным домом, находящимся в управлении у Общества, составляет 100%.
6. Коэффициент рыночной концентрации (CR-1) = 100% при 70% < CR-1 < 100%. Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) = 10000 при 2000 < HHI < 10000.
7. Барьеры входа на товарный рынок.
Исследуя барьеры входа иных хозяйствующих субъектов на товарный рынок управления конкретными многоквартирными жилыми домами, Кировским УФАС России учитываются положения Жилищного кодекса РФ, регулирующие порядок выбора собственниками помещений способа управления многоквартирным жилым домом и управляющей организации.
Исходя из требований ст. ст. 161 и 162 ЖК РФ способ управления многоквартирным жилым домом и управляющей организации осуществляется собственниками помещений на собраниях собственников. В силу ч. 9 ст. 162 ЖК РФ многоквартирный жилой дом может управляться только одной управляющей организацией.
Следовательно, вступление на указанный товарный рынок иных хозяйствующих субъектов возможно только в случае принятия собственниками помещений на общих собраниях решения о выборе иного способа управления или иной управляющей организации.
В соответствии со статьей 46 Жилищного кодекса РФ решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением предусмотренных пунктами 1 - 3.1 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса решений, которые принимаются большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме.
Таким образом, ранее выбранная управляющая организация будет являться единственной управляющей организацией по отношению к конкретному многоквартирному дому, а вступление иных хозяйствующих субъектов на данный рынок будет невозможным.
8. Оценка состояния конкурентной среды товарного рынка.
Показатели рыночной концентрации дают возможность сделать вывод о том, что локальный рынок управления многоквартирными жилыми домами, находящимися в управлении ООО "М", относится к I типу рынков - высококонцентрированному с неразвитой конкуренцией.
С учетом изложенного ООО "М" занимает доминирующее положение, с долей 100%, на локальном рынке оказания услуг по управлению каждым многоквартирным жилым домом, находящимся в управлении ООО "М". Услуги по введению в эксплуатацию и опломбировке места соединения с водопроводной сетью приборов учета энергоресурсов, установленных в квартирах граждан с целью учета потребления коммунальных услуг, являются составной частью указанного товарного рынка.
Следовательно, на ООО "М" распространяются требования и запреты, установленные Федеральным законом "О защите конкуренции".
В связи с необходимостью получения дополнительных документов и информации рассмотрение дела два раза откладывалось.
Исследовав материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергосбережении) производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Частью 8 статьи 13 Закона об энергосбережении установлено, что действия по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов вправе осуществлять лица, отвечающие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации для осуществления таких действий.
Согласно части 2 статьи 13 Закона об энергосбережении расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. Установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию.
Согласно ч. 4 ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
В силу ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правоотношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг.
В п. 2 Правил предоставления коммунальных услуг даны понятия, используемые в Правилах, в том числе:
"исполнитель" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги;
"потребитель" - лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги;
"коммунальные услуги" - осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений);
"коммунальные ресурсы" - холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, тепловая энергия, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг;
"индивидуальный прибор учета" - средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) потребления коммунального ресурса в одном жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме (за исключением жилого помещения в коммунальной квартире), в жилом доме (части жилого дома) или домовладении.
Согласно п. 8 Правил предоставления коммунальных услуг исполнителем коммунальных услуг может выступать лицо из числа лиц, указанных в пунктах 9 и 10 настоящих Правил. Данными лицами могут являться: управляющая организация, товарищество собственников жилья (жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив), ресурсоснабжающая организация.
В рассматриваемом случае ООО "М" является исполнителем коммунальных услуг, а граждане, проживающие в многоквартирных жилых домах, находящихся в управлении ООО "М", - потребителями коммунальных услуг.
В п. 33 Правил предоставления коммунальных услуг указаны права потребителя коммунальных услуг, в том числе:
- принятие решения об установке индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе прибора учета, функциональные возможности которого позволяют определять объемы потребленных коммунальных ресурсов дифференцированно по времени суток или по иным критериям, отражающим степень использования коммунальных ресурсов, даже если такой индивидуальный или общий (квартирный) прибор учета по функциональным возможностям отличается от коллективного (общедомового) прибора учета, которым оснащен многоквартирный дом, и обращаться за выполнением действий по установке такого прибора учета к лицам, осуществляющим соответствующий вид деятельности;
- требование от исполнителя совершения действий по вводу в эксплуатацию установленного индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, даже если такой прибор учета по функциональным возможностям отличается от коллективного (общедомового) прибора учета, которым оснащен многоквартирный дом, не позднее месяца, следующего за днем его установки, а также требовать осуществления расчетов размера платы за коммунальные услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию;
- требование от исполнителя совершать действия по техническому обслуживанию индивидуальных, общих (квартирных) или комнатных приборов учета в случае, когда исполнитель принял на себя такую обязанность по договору, содержащему положения о предоставлении коммунальных услуг.
Подпунктом "у" пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг обязанность по приему индивидуальных приборов учета прямо закреплена за исполнителем коммунальных услуг.
При этом Правилами предоставления коммунальных услуг не предусмотрено право исполнителя коммунальных услуг взимать с потребителей плату за опломбировку и ввод в эксплуатацию приборов учета, а равно плату за приемку водосчетчиков с установкой пломб и проверку правильности монтажа узла учета расхода воды.
Постановлением Правительства РФ от 19.09.2013 № 824 были внесены изменения в Правила предоставления коммунальных услуг (вступили в силу с 01.10.2013), в том числе в Правила добавлены следующие пункты:
81(6). По результатам проверки прибора учета исполнитель оформляет акт ввода прибора учета в эксплуатацию.
81(8). Перед подписанием акта ввода прибора учета в эксплуатацию (при отсутствии оснований для отказа ввода прибора учета в эксплуатацию) представитель исполнителя осуществляет установку контрольных пломб на приборе учета.
81(9). Ввод приборов учета в эксплуатацию в случаях, предусмотренных настоящими Правилами, осуществляется исполнителем без взимания платы.
81(11). Прибор учета должен быть защищен от несанкционированного вмешательства в его работу.
81(14). Установленный прибор учета, в том числе после поверки, опломбируется исполнителем без взимания платы с потребителя, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится исполнителем повторно в связи с нарушением пломбы или знаков поверки потребителем или третьим лицом.
Таким образом, с 01.10.2013 на законодательном уровне установлен принцип безвозмездности услуги по вводу в эксплуатацию и опломбировке установленных в квартирах граждан приборов учета, кроме случая, когда прибор учета вводится в эксплуатацию повторно в случае, если потребителем или третьим лицом были нарушены пломбы или знаки поверки. Однако до внесения в Правила предоставления коммунальных услуг изменений также нормативно отсутствовало право исполнителя коммунальных услуг взимать с потребителя плату за опломбировку и ввод в эксплуатацию приборов учета.
Согласно пункту 2 устава ООО "М" (утвержден решением общего собрания учредителей Общества, протокол от 13.05.2011 № 4/2011) для реализации целей и задач Общество осуществляет следующие виды деятельности, в том числе:
- оказание бытовых услуг населению;
- осуществление своевременного текущего и капитального ремонта жилищного фонда, объектов коммунального хозяйства;
- управление жилищным фондом.
ООО "М" выполняет функции управления в отношении многоквартирных жилых домов, расположенных в д. <...>, д. <...>, с. <...>, д. <...> Слободского района Кировской области. По состоянию на 31.12.2013 в управлении ответчика находятся 33 жилых дома (в материалы дела представлен перечень жилых домов, количество проживающих, общая и жилая площадь домов, даты протоколов собрания, реквизиты заключенных с собственниками дополнительных соглашений о продлении договоров на управление многоквартирным домом).
Приказом директора ООО "М" был утвержден прейскурант стоимости платных услуг населению с 01.01.2011. Согласно указанному прейскуранту за услугу по приемке водосчетчика с установкой пломб предусмотрена плата 113 рублей.
В материалы дела ООО "М" представило список лиц, на которых производилось начисление платы за первичную опломбировку приборов учета воды. Из данного списка следует, что за период с сентября 2012 г. по январь 2014 г. указанная услуга была оказана 401 гражданину (копии приказов о начислении платы за выполненные работы имеются в материалах дела).
Плата за оказание услуг по опломбированию приборов учета начислялась гражданам отдельной строкой в счетах-извещениях на оплату коммунальных услуг (имеются в материалах дела).
Приказом директора ООО "М" был утвержден прейскурант стоимости платных услуг населению с 01.04.2014. Данный прейскурант не содержит услугу по приемке водосчетчика с установкой пломб. Вместе с тем в указанный прейскурант включена услуга по проверке правильности монтажа узла учета расхода воды в размере 150 руб.
Услуга "проверка правильности монтажа узла учета расхода воды" представляет собой услугу, связанную с вводом прибора учета в эксплуатацию, составной частью которой является услуга по опломбировке мест соединения приборов учета с водопроводной сетью.
Следовательно, услуга по проверке правильности монтажа узла учета расхода воды является составной частью услуг по приемке в эксплуатацию индивидуальных приборов учета и опломбировке места соединения прибора учета с водопроводной сетью.
Таким образом, анализ представленных в материалы дела документов свидетельствует о том, что в период с сентября 2012 года по настоящее время фактически ответчиком взималась плата за оказание услуг по вводу индивидуальных приборов учета в эксплуатацию и их опломбировке (поименованные как "приемка водосчетчика с установкой пломб", "проверка правильности монтажа узла учета расхода воды").
В соответствии с определением об отложении рассмотрения дела от 29.04.2014 у ООО "М" запрашивались необходимые для рассмотрения дела документы и информация, в том числе справка о полученной выручке за оказание услуг по опломбированию приборов учета, установленных в квартирах граждан, за период с сентября 2012 г. по настоящее время.
В Кировское УФАС России представлена бухгалтерская справка от 07.05.2014 № 166, согласно которой сумма выручки ответчика за выполнение работ по проверке правильности монтажа узла учета расхода воды за период с сентября 2012 года по настоящее время составила 45720 рублей.
Часть 1 ст. 10 Закона РФ "О защите конкуренции" запрещает действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Таким образом, взимая с граждан в период с сентября 2012 года по настоящее время плату за оказание услуг по вводу индивидуальных приборов учета в эксплуатацию и их опломбировке (поименованные как "проверка правильности монтажа узла учета расхода воды", "приемка водосчетчика с установкой пломб"), ООО "М" нарушило требования ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", что привело к ущемлению интересов граждан, которые вынуждены были оплачивать данные услуги вопреки требованиям действующего законодательства.
Статья 10 Гражданского кодекса РФ не допускает использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.
Перечисленные действия ООО "М" не соответствуют признакам допустимости, установленным ч. 1 ст. 13 Федерального закона "О защите конкуренции", поскольку данными действиями к гражданам предъявляется необоснованное требование об оплате услуг, взимание платы за которые не предусмотрено действующим законодательством.
Учитывая факт того, что на момент вынесения решения по настоящему делу нарушение антимонопольного законодательства не устранено, Комиссия считает необходимым выдать предписание ООО "М" о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
Кроме того, в результате вышеуказанного нарушения антимонопольного законодательства ООО "М" получило доход в размере 45720 рублей.
В соответствии с пп. "к" п. 2 ч. 1 ст. 23 Федерального закона "О защите конкуренции" антимонопольный орган осуществляет полномочие по выдаче в случаях, указанных в настоящем Федеральном законе, хозяйствующим субъектам обязательного для исполнения предписания о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства.
С учетом изложенного, руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 3 статьи 41, пунктом 1 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия
решила:
1. Признать в действиях ООО "М" факт нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в необоснованном взимании в период с сентября 2012 года по настоящее время платы за оказание услуг по вводу индивидуальных приборов учета в эксплуатацию и их опломбировке (поименованные как "проверка правильности монтажа узла учета расхода воды", "приемка водосчетчика с установкой пломб"), что имеет (может иметь) своим результатом ущемление интересов граждан, оплативших данные услуги.
2. Выдать предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
3. Выдать предписание о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства, а именно дохода в размере 45720 рублей, полученного от владельцев помещений, расположенных в жилых многоквартирных домах, находящихся под управлением ООО "М", за услугу по приемке водосчетчиков с установкой пломб, по проверке правильности монтажа узла учета расхода воды.
Председатель Комиссии
А.В.МОЛЧАНОВ
Члены Комиссии
Е.С.БУШМАНОВ
А.В.КОЛЕСНИК
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
------------------------------------------------------------------