По датам

2011

2012

2013

2014

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Решение Кировского УФАС России от 14.05.2014 по делу N 12/02-14 <О нарушении управляющей компанией жилищного законодательства, выразившемся в необоснованном взимании платы за услуги по опломбировке индивидуальных приборов учета воды>



УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 14 мая 2014 г. по делу № 12/02-14

Резолютивная часть решения объявлена 28.04.2014.
Решение изготовлено в полном объеме 14.05.2014.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
председателя Комиссии:
Никонова М.Л. - заместителя руководителя управления, начальника отдела товарных рынков и естественных монополий;
членов Комиссии:
Головиной Г.Ш. - главного специалиста-эксперта отдела товарных рынков и естественных монополий;
Целищева А.Н. - ведущего специалиста-эксперта отдела товарных рынков и естественных монополий;
Колесник А.В. - специалиста 1 разряда отдела товарных рынков и естественных монополий;
в присутствии представителя:
ответчика - ОМУП "У" - А. (распоряжение администрации <...> городского поселения <...> района Кировской области о возложении обязанностей от <...>);
рассмотрев в открытом заседании с объявлением резолютивной части решения дело № 12/02-14 по признакам нарушения ОМУП "У" (<...>) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции",

установила:

Управление Федеральной антимонопольной службы по Кировской области в рамках осуществления контроля за исполнением Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ № 354 от 06.05.2011, направило в адрес ОМУП "У" письмо от 03.02.2014 № 580/02 по поводу взимания с потребителей платы за ввод в эксплуатацию и опломбировку приборов учета энергоресурсов, установленных в квартирах граждан.
Письмом от 18.02.2014 № 36 ОМУП "У" представило следующие документы:
- копию калькуляции стоимости работ по опломбированию счетчиков от 01.01.2012;
- сведения об общей сумме доходов за опломбировку приборов учета за период с 01.09.2012 по настоящее время;
- приходные кассовые ордера и квитанции к ним с 01.09.2012 по настоящее время.
Также в ходе рассмотрения дела были представлены следующие документы:
- копия устава ОМУП "У";
- копия договора на управление многоквартирными домами от 18.10.2012;
- копии квитанций на оплату услуг по управлению многоквартирным домом.
Из представленных документов следует, что гражданам за период с сентября 2012 г. по сентябрь 2013 г. начислялась плата за выполненные работы по опломбированию приборов учета.
Приказом от 18.03.2014 № 107 в отношении ОМУП "У" было возбуждено дело № 12/02-14 по признакам нарушения ч. 1 ст. 10 Закона "О защите конкуренции".
В связи с необходимостью получения дополнительных документов и информации рассмотрение дела откладывалось 1 раз.
На заседании Комиссии представитель ОМУП "У" подтвердил, что факт взимания платы с граждан за опломбирование приборов учета присутствовал, а также пояснил, что на конец 2012 года под управлением ОМУП "У" находилось 14 многоквартирных домов, на конец 2013 года - 8 многоквартирных домов.
Заслушав объяснения сторон и исследовав материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам.
Согласно п. 3.2 устава ОМУП "У", утвержденного распоряжением управления по экономике, финансам, имуществу и земельным ресурсам <...> района от <...>, предметом деятельности предприятия в том числе является оказание услуг по выполнению работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в доме (по договору управления многоквартирным домом).
В соответствии с п. 3.3 устава ОМУП "У" одним из видов деятельности, осуществляемых предприятием, является управление многоквартирными домами.
18.10.2012 между ОМУП "У" и МО <...> городское поселение <...> района Кировской области заключен договор на управление многоквартирными домами.
Согласно п. 2.2.21 указанного договора управляющая организация обязана выполнять иные работы, не вошедшие в указанный перечень, путем заключения сторонами дополнительного соглашения: по установке и обслуживанию общих домовых приборов учета, другие услуги в части управления жилым домом, не противоречащие действующему законодательству.

В целях рассмотрения настоящего дела, в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации от 03.09.2010 № 220 (далее - Порядок), Кировским УФАС проведено исследование рынка услуг по управлению многоквартирными жилыми домами на территории пгт <...> района Кировской области. Результаты анализа отражены в аналитическом отчете и приобщены к материалам дела.
Пункт 1.3 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке включает следующие этапы анализа:
1) определение временного интервала исследования товарного рынка;
2) определение продуктовых границ товарного рынка;
3) определение географических границ товарного рынка;
4) определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке в качестве продавцов и покупателей;
5) расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке;
6) определение уровня концентрации товарного рынка;
7) определение барьеров входа на товарный рынок;
8) оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке;
9) составление аналитического отчета.
1. Временной интервал исследования рынка.
Согласно пункту 2.1 Порядка временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации. Наименьший временной интервал анализа состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта должен составлять один год или срок существования товарного рынка, если он составляет менее чем один год.
Следовательно, временной интервал исследования рынка определен 2012 г., 2013 г.
2. В ходе проведения анализа установлены продуктовые границы рынка.
Комиссией было оценено соотношение услуг по управлению многоквартирными жилыми домами и услуг по приемке в эксплуатацию и опломбировке мест установки приборов учета энергоресурсов, установленных в квартирах граждан.
Согласно ч. 1 ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона № 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" под вводом в эксплуатацию средств измерений понимается "документально оформленная в установленном порядке готовность средства измерений к использованию по назначению".
Прибор учета воды устанавливается в квартирах граждан только в целях энергоснабжения, а именно в целях определения количества потребленной потребителем ресурса (в том числе коммунальных услуг водоснабжения и водоотведения), самостоятельной ценности для потребителя услуги по приемке в эксплуатацию, в том числе опломбировке прибора учета, установленного только в целях учета потребленного ресурса, не имеют, у потребителей нет возможности и необходимости использовать эти услуги в отрыве от получения коммунальных услуг, предоставляемых управляющей организацией во исполнение договора управления многоквартирным жилым домом. Один из этапов процедуры приемки в эксплуатацию установленного прибора учета - установка пломб - осуществляется в целях устранения возможности несанкционированного вмешательства третьих лиц, в т.ч. потребителя, в работу прибора учета, результатом которого может быть недостоверное определение количества потребленного ресурса, которое, в свою очередь, может привести к неполной оплате потребителем фактически потребленного ресурса. Следовательно, в правильной приемке в эксплуатацию установленного прибора учета заинтересована прежде всего организация, которая непосредственно осуществляет поставку коммунального ресурса, в данном случае исполнители коммунальных услуг - управляющие организации.
В то же время граждане с целью получения коммунальных услуг водоснабжения, теплоснабжения, электроснабжения в соответствии с действующим законодательством должны оплачивать только стоимость полученного энергоресурса (коммунальной услуги) по установленным регулирующим органом тарифам, а также стоимость работ по установке и обслуживанию приборов учета потребляемых ресурсов, при этом цена этих работ устанавливается соглашением сторон.
В соответствии с п. 1 ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора и понуждение к заключению договора не допускается, за исключением установленных законом или договором случаев. В силу п. 2 ст. 16 Закона "О защите прав потребителей" запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг).
Ввод прибора учета в эксплуатацию не определен действующими нормативными правовыми актами в качестве самостоятельной услуги, при этом он осуществляется для целей ресурсоснабжения, а эксплуатация установленного прибора учета воды без документального оформления его приемки в качестве прибора учета и осуществление расчетов на основании его показаний не допускается. При приемке в постоянную эксплуатацию узла коммерческого учета (системы учета) сотрудниками исполнителя коммунальных услуг проверяется схема включения и качество монтажа, и непосредственно после этого осуществляется опломбировка места соединения прибора учета с водопроводной сетью, после чего оформляется соответствующий акт ввода прибора учета в эксплуатацию. Действия по опломбировке и документальное оформление приемки прибора учета в эксплуатацию осуществляются после установки прибора учета.
Таким образом, действия, связанные с вводом приборов учета энергоресурсов в эксплуатацию, в т.ч. по опломбированию и дальнейшему документальному оформлению факта приемки, являются необходимым и обязательным условием для получения потребителем возможности использовать этот прибор учета для определения количества потребленного ресурса и осуществления платежей с исполнителем коммунальных услуг, являющихся для граждан поставщиком соответствующего энергоресурса, т.е. ввод прибора учета в эксплуатацию является составной частью правоотношений, возникающих из договоров по управлению многоквартирными жилыми домами. Услуге по управлению многоквартирным домом соответствует код по ОКУН 041131.
3. Географические границы товарного рынка.
По смыслу ст. 4 Федерального закона "О защите конкуренции" географические границы рынка определяются границами территории, на которой покупатель (покупатели) приобретает или имеет возможность приобрести товар, исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами, а продавец имеет возможность реализовывать товар.
Договор управления многоквартирным домом заключается на срок от 1 до 5 лет (статья 162 Жилищного кодекса Российской Федерации). До истечения этого срока договор управления может быть расторгнут лишь в случае существенного нарушения управляющей компанией его условий.
В случае заключения договора управления с конкретной управляющей компанией возможность заключения договора на предоставление коммунальных услуг с иным лицом у потребителя отсутствует в силу технологического присоединения его энергопринимающих устройств к общедомовым сетям.
Потребитель не может произвольно заключить договор управления с интересующей его компанией именно в силу того, что в ее ведение передаются общедомовые (а не его личные) сети.
Соответственно рынок коммунальных услуг конкретному потребителю определяется географически общедомовыми сетями, к которым присоединены его энергопринимающие устройства, и единым технологическим процессом поставки коммунального ресурса, то есть границами общедомовых сетей, находящихся в управлении организации.
Таким образом, географические границы товарного рынка ограничиваются территорией местонахождения общего имущества каждого конкретного дома, находящегося в управлении ОМУП "У" <...> района Кировской области.
4. Состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке.
Представленные данные по управлению многоквартирными домами в пгт <...> свидетельствуют, что под управлением ОМУП "У" <...> района Кировской области на конец 2012 года находилось 14 домов (пгт <...>), на конец 2013 года - 8 многоквартирных домов (пгт <...>).
Таким образом, ОМУП "У" является продавцом услуги и осуществляет свою деятельность на рынке услуг по управлению домом по конкретному адресу в отсутствие конкуренции.
Между тем по общему правилу в случае, если доля какого-либо хозяйствующего субъекта на рынке составляет более 50%, его положение признается доминирующим.
5. Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов, действующих на рынке. На основании статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон "О защите конкуренции") доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара не превышает тридцать пять процентов.
В соответствии с ч. 1 ст. 5 Закона "О защите конкуренции" доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам, в том числе доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов.
Учитывая, что ОМУП "У" является единственным продавцом услуги по управлению каждым многоквартирным домом, независимо от объемов оказанных услуг по каждому конкретному дому доля ОМУП "У" на рынке услуг по управлению каждым многоквартирным домом составляет 100%.
6. Коэффициент рыночной концентрации (CR-1) = 100% при 70% < CR-1 < 100%.
Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) = 10000 при 2000 < HHI < 10000.
7. Барьеры входа на рынок по управлению многоквартирными домами в границах пгт <...>. Исследуя барьеры входа иных хозяйствующих субъектов на товарный рынок управления конкретными многоквартирными жилыми домами, Кировским УФАС России учитываются положения Жилищного кодекса Российской Федерации, регулирующие порядок выбора собственниками помещений способа управления многоквартирным жилым домом и управляющей организации.
Исходя из требований ст. ст. 161 и 162 ЖК РФ, способ управления многоквартирным жилым домом и управляющей организации осуществляется собственниками помещений на собраниях собственников. В силу ч. 9 ст. 162 ЖК РФ многоквартирный жилой дом может управляться только одной управляющей организацией.
Следовательно, вступление на указанный товарный рынок (рынок по управлению конкретным многоквартирным жилым домом, который уже передан собственниками помещений в управление какой-либо управляющей организации) иных хозяйствующих субъектов возможно только в случае принятия собственниками помещений на общих собраниях решения о выборе иного способа управления или иной управляющей организации.
В соответствии со статьей 46 Жилищного кодекса Российской решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов, принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением предусмотренных пунктами 1 - 3.1 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса решений, которые принимаются большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме.
Таким образом, при отсутствии кворума собрания собственников помещений в многоквартирном жилом доме и отсутствии желания или возможности реализации предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации прав ранее выбранная управляющая компания будет являться единственной управляющей организацией по отношению к конкретному многоквартирному дому, а вступление иных хозяйствующих субъектов на данный рынок будет невозможным.
8. Оценка состояния конкурентной среды товарного рынка. Показатели рыночной концентрации дают возможность сделать вывод о том, что рынок управления многоквартирными жилыми домами, расположенными по конкретному адресу в границах расположения общего имущества конкретного многоквартирного жилого дома, которые перечислены в настоящем аналитическом отчете, относится к I типу рынков - высококонцентрированному с неразвитой конкуренцией.
С учетом изложенного услуги по введению в эксплуатацию и опломбировке места соединения с водопроводной сетью приборов учета энергоресурсов, установленных в квартирах граждан с целью учета потребления коммунальных услуг, являются составной частью товарного рынка по управлению многоквартирными жилыми домами, расположенными по конкретному адресу в границах расположения общего имущества конкретного многоквартирного жилого дома в пгт <...> района, на котором в силу ранее приведенных доводов ОМУП "У" занимает доминирующее положение с долей 100%.
Таким образом, ОМУП "У" как управляющая организация обязано соблюдать требования антимонопольного законодательства при осуществлении хозяйственной деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергосбережении) производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Частью 8 статьи 13 Закона "Об энергосбережении" установлено, что действия по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов вправе осуществлять лица, отвечающие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации для осуществления таких действий.
Частью 9 статьи 13 Закона об энергосбережении установлено, что с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов (далее - ресурсоснабжающие организации), обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
Согласно части 2 статьи 13 Закона об энергосбережении расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. Установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию. До установки приборов учета используемых энергетических ресурсов, а также при выходе из строя, утрате или по истечении срока эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться с применением расчетных способов определения количества энергетических ресурсов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Правоотношения, возникшие между управляющими организациями и собственниками жилых и нежилых помещений, регулируются нормами жилищного законодательства, а также Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила № 354).
В соответствии с ч. 1 ст. 154 Жилищного кодекса РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя:
1) плату за пользование жилым помещением (плата за наем);
2) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда;
3) плату за коммунальные услуги.
Частью 2 ст. 154 ЖК РФ установлено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
2) взнос на капитальный ремонт;
3) плату за коммунальные услуги.
Кроме того, собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности (ч. 3 ст. 154 ЖК РФ).
Согласно ч. 4 ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
В силу ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и взносов на капитальный ремонт.
Частью 1 ст. 161 ЖК РФ установлено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
К надлежащему содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме п. 5 ч. 1.1 ст. 161 ЖК РФ отнесена обязанность управляющей организации по обеспечению постоянной готовности инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.
Согласно ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Согласно п. 8 Правил № 354 исполнителем коммунальных услуг может выступать лицо из числа лиц, указанных в пунктах 9 и 10 настоящих Правил. Данными лицами могут являться управляющая организация, товарищество собственников жилья (жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив), ресурсоснабжающая организация.
Подпунктом "у" пункта 31 Правил № 354 обязанность по приему индивидуальных приборов учета прямо закреплена за исполнителем коммунальных услуг. Отдельная плата за исполнение данной функции исполнителем коммунальной услуги законодательством не предусмотрена, соответственно, эти функции должны исполняться ОМУП "У" в силу своего статуса исполнителя коммунальных услуг на основании действующего договора управления.
В п. 33 Правил № 354 установлены следующие права потребителя, определяющие порядок установки и ввода приборов учета в эксплуатацию:
з) принимать решение об установке индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе прибора учета, функциональные возможности которого позволяют определять объемы потребленных коммунальных ресурсов дифференцированно по времени суток или по иным критериям, отражающим степень использования коммунальных ресурсов, даже если такой индивидуальный или общий (квартирный) прибор учета по функциональным возможностям отличается от коллективного (общедомового) прибора учета, которым оснащен многоквартирный дом, и обращаться за выполнением действий по установке такого прибора учета к лицам, осуществляющим соответствующий вид деятельности;
и) требовать от исполнителя совершения действий по вводу в эксплуатацию установленного индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, даже если такой прибор учета по функциональным возможностям отличается от коллективного (общедомового) прибора учета, которым оснащен многоквартирный дом, не позднее месяца, следующего за днем его установки, а также требовать осуществления расчетов размера платы за коммунальные услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию;
к) требовать от исполнителя совершения действий по техническому обслуживанию индивидуальных, общих (квартирных) или комнатных приборов учета в случае, когда исполнитель принял на себя такую обязанность по договору, содержащему положения о предоставлении коммунальных услуг.
В п. 34 Правил № 354 установлена обязанность Потребителя:
б) при обнаружении неисправностей, повреждений коллективного (общедомового), индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета или распределителей, нарушения целостности их пломб немедленно сообщать об этом в аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или в иную службу, указанную исполнителем;
в) при наличии индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета ежемесячно снимать его показания в период с 23-го по 25-е число текущего месяца и передавать полученные показания исполнителю или уполномоченному им лицу не позднее 26-го числа текущего месяца, кроме случаев, когда в соответствии с настоящими Правилами, договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, и (или) решениями общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме действия по снятию показаний таких приборов учета обязан совершать исполнитель (уполномоченное им лицо) или иная организация;
г) в целях учета потребленных коммунальных услуг использовать коллективные (общедомовые), индивидуальные, общие (квартирные), комнатные приборы учета, распределители утвержденного типа, соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений и прошедшие поверку;
д) обеспечивать проведение поверок установленных за счет потребителя коллективных (общедомовых), индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета в сроки, установленные технической документацией на прибор учета, предварительно проинформировав исполнителя о планируемой дате снятия прибора учета для осуществления его поверки и дате установления прибора учета по итогам проведения его поверки, за исключением случаев, когда в договоре, содержащем положения о предоставлении коммунальных услуг, предусмотрена обязанность исполнителя осуществлять техническое обслуживание таких приборов учета;
ж) допускать исполнителя в занимаемое жилое или нежилое помещение для проверки состояния индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета коммунальных ресурсов и распределителей, факта их наличия или отсутствия, а также достоверности переданных потребителем исполнителю сведений о показаниях таких приборов учета и распределителей в заранее согласованное в порядке, указанном в пункте 85 настоящих Правил, время, но не чаще 1 раза в 3 месяца.
Пунктами 80 - 85 Правил № 354 предусмотрены порядок учета коммунальных услуг с использованием приборов учета, основания и порядок проведения проверок состояния приборов учета и правильности снятия их показаний. В п. 80 указано, что учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета. Порядок учета коммунальных услуг с использованием приборов учета, основания и порядок проведения проверок состояния приборов учета и правильности снятия их показаний. К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений. Информация о соответствии прибора учета утвержденному типу, сведения о дате первичной поверки прибора учета и об установленном для прибора учета межповерочном интервале, а также требования к условиям эксплуатации прибора учета должны быть указаны в сопроводительных документах к прибору учета.
Пункт 81 содержит правило, что оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.
Согласно Правилам ввод установленного прибора учета в эксплуатацию - это документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги. Ввод осуществляется исполнителем на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.
Установленный прибор учета должен быть введен в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой его установки. При этом исполнитель обязан начиная со дня, следующего за днем ввода прибора учета в эксплуатацию, осуществлять расчет размера платы за соответствующий вид коммунальной услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета.
Анализ перечисленных норм позволяет прийти к выводу о том, что узел учета, в том числе устройства и приборы учета воды, необходимы для определения количества потребленного абонентом ресурса в целях оплаты ресурса в соответствии с данными учета. Установка и введение в эксплуатацию приборов учета воды обязательны для абонента, а обязанностью исполнителя коммунальных услуг является установка и приемка в эксплуатацию установленных приборов учета воды. Потребитель обязан установить приборы учета воды в жилом помещении за свой счет. Под приемкой в эксплуатацию установленного прибора учета воды понимается документальное оформление исполнителем коммунальных услуг возможности использования установленного потребителем прибора учета (водосчетчика) для учета потребления ресурса с целью осуществления расчетов на основании показаний этого прибора учета. Опломбировка места соединения с водопроводной сетью установленных приборов учета воды осуществляется в целях устранения возможности несанкционированного доступа посторонних лиц к прибору учета воды, в указанных действиях заинтересовано лицо, осуществляющее поставку коммунального ресурса.
Действия управляющей организации по вводу в эксплуатацию индивидуальных приборов учета энергоресурсов вытекают из функций этой организации по управлению. Отдельной платы за ввод приборов учета в эксплуатацию, в том числе их опломбировку как за самостоятельное действие, законодательством не предусмотрено.
Стоит отметить, что в Правила № 354 внесены изменения постановлением Правительства от 19 сентября 2013 г. № 824 "О внесении изменений в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", которые вступили в силу с 1 октября 2013 г.
Согласно п. 81(3) Правил № 354 в случае выполнения монтажа прибора учета исполнителем ввод в эксплуатацию осуществляется исполнителем путем оформления и подписания акта ввода прибора учета в эксплуатацию.
Пункт 81(4) Правил № 354 установил, что подлежит проверке в ходе ввода прибора учета в эксплуатацию:
а) соответствие заводского номера на приборе учета номеру, указанному в его паспорте;
б) соответствие прибора учета технической документации изготовителя прибора, в том числе комплектации и схеме монтажа прибора учета;
в) наличие знаков последней поверки (за исключением новых приборов учета);
г) работоспособность прибора учета.
Пункт 81(6) Правил предусматривает, что по результатам проверки прибора учета исполнитель оформляет акт ввода прибора учета в эксплуатацию.
В соответствии с пунктом 81(8) Правил перед подписанием акта ввода прибора учета в эксплуатацию (при отсутствии оснований для отказа в вводе прибора учета в эксплуатацию) представитель исполнителя осуществляет установку контрольных пломб на приборе учета.
Ввод приборов учета в эксплуатацию в случаях, предусмотренных настоящими Правилами, осуществляется исполнителем без взимания платы, что установлено п. 81(9) Правил № 354.
Пунктом 81(11) Правил № 354 предусмотрено, что прибор учета должен быть защищен от несанкционированного вмешательства в его работу.
Пункт 81(14) Правил № 354 указывает, что установленный прибор учета, в том числе после поверки, опломбируется исполнителем без взимания платы с потребителя, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится исполнителем повторно в связи с нарушением пломбы или знаков поверки потребителем или третьим лицом.
Таким образом, с 01.10.2013 на законодательном уровне установлен принцип безвозмездности услуги по вводу в эксплуатацию и опломбировке установленных в квартирах граждан приборов учета, кроме случая, когда прибор учета вводится в эксплуатацию повторно в случае, если потребителем или третьим лицом были нарушены пломбы или знаки поверки. Однако до вступления в силу изменений в Правилах № 354 также нормативно отсутствовала обязанность исполнителей коммунальных услуг принять установленный гражданином прибор учета энергоресурса за плату.
В ходе рассмотрения дела ответчиком были представлены следующие документы:
1) калькуляция стоимости работ по осмотру и опломбированию водосчетчиков с 01.01.2012, утвержденная 11.01.2012 директором ОМУП "У" Б.
В соответствии с калькуляцией стоимости работ по опломбированию счетчиков от 01.01.2012 за услугу по осмотру и опломбированию водосчетчиков предусмотрена плата: за 1 водосчетчик - 169 рублей, за 2 - 215 рублей, за 3 - 383 рубля, за 4 - 475 рублей, за 5 - 772 рубля;
2) согласно анализу счета 91.1 ОМУП "У" за 01.09.2012 по 18.02.2014 общий объем выручки ОМУП "У" за оказание платных услуг опломбировки за период с сентября 2012 года по сентябрь 2013 года составил 72088 рублей 16 копеек.
Однако, проанализировав указанный документ, было установлено, что общая сумма дохода, полученного непосредственно за опломбировку приборов учета, составила 18320 рублей;
3) копии приходных кассовых ордеров на оказание услуг по опломбировке приборов учета гражданам, проживающим в пгт <...>, с 01.09.2012 по 30.09.2013.
Из представленных документов можно сделать вывод, что предприятием взималась плата в сумме:
- 169 рублей (приходные кассовые ордера № 779 от 25.09.2012, № 1011 от 25.12.2012, № 22 от 14.01.2013, № 29 от 16.01.2013, № 52 от 23.01.2013, № 61 от 29.01.2013, № 64 от 29.01.2013, № 81 от 07.02.2013, № 102 от 12.02.2013, № 154 от 07.03.2013, № 164 от 12.03.2013, № 166 от 13.03.2013, № 217 от 05.04.2013, № 242 от 16.04.2013, № 246 от 16.04.2013, № 249 от 18.04.2013, № 269 от 29.04.2013, № 316 от 24.05.2013, № 320 от 27.05.2013, № 332 от 30.05.2013, № 419 от 08.07.2013, № 451 от 19.07.2013, № 480 от 05.08.2013, № 489 от 09.08.2013, № 522 от 27.08.2013, № 550 от 11.09.2013, № 573 от 23.09.2013, № 581 от 26.09.2013) за оказание услуги по опломбировке одного водосчетчика;
- 215 рублей (приходные кассовые ордера № 729 от 05.09.2012, № 736 от 07.09.2012, № 745 от 12.09.2012, № 757 от 17.09.2012, № 758 от 17.09.2012, № 762 от 18.09.2012, № 822 от 11.10.2012, № 836 от 17.10.2012, № 839 от 18.10.2012, № 842 от 19.10.2012, № 854 от 24.10.2012, № 872 от 31.10.2012, № 886 от 06.11.2012, № 901 от 09.11.2012, № 922 от 20.11.2012, № 932 от 23.11.2012, № 953 от 30.11.2012, № 968 от 07.12.2012, № 987 от 17.12.2012, № 993 от 19.12.2012, № 1004 от 24.12.2012, № 1007 от 25.12.2012, № 16 от 11.01.2013, № 35 от 17.01.2013, № 85 от 08.02.2013, № 86 от 08.02.2013, № 144 от 04.03.2013, № 161 от 12.03.2013, № 165 от 12.03.2013, № 190 от 21.03.2013, № 208 от 01.04.2013, № 227 от 09.04.2013, № 243 от 16.04.2013, № 257 от 22.04.2013, № 266 от 26.04.2013, № 283 от 08.05.2013, № 324 от 28.05.2013, № 331 от 30.05.2013, № 335 от 30.05.2013, № 352 от 07.06.2013, № 392 от 25.06.2013, № 393 от 25.06.2013, № 411 от 03.07.2013, № 416 от 04.07.2013, № 420 от 08.07.2013, № 424 от 08.07.2013, № 431 от 10.07.2013, № 452 от 19.07.2013, № 460 от 24.07.2013, № 468 от 29.07.2013, № 501 от 16.08.2013, № 515 от 22.08.2013, № 519 от 26.08.2013, № 532 от 03.09.2013, № 543 от 09.09.2013, № 578 от 25.09.2013, № 589 от 30.09.2013) за оказание услуги по опломбировке двух водосчетчиков;
- 383 рубля (приходный кассовый ордер № 518 от 26.08.2013) за оказание услуги по опломбировке трех водосчетчиков;
- 475 рублей (приходные кассовые ордера № 915 от 16.11.2012, № 547 от 09.09.2013) за оказание услуг по опломбировке четырех водосчетчиков.
Анализ представленных ОМУП "У" документов свидетельствует о том, что предприятие взимало плату за услуги по опломбировке приборов учета в период с 5 сентября 2012 года по 30 сентября 2013 года.
С учетом изложенного Комиссия пришла к выводу о том, что ОМУП "У" необоснованно взимало с граждан плату за опломбировку и прием в эксплуатацию установленных в квартирах индивидуальных приборов учета воды в виде платы за оказание услуги "Опломбировка водосчетчиков".
ОМУП "У" занимает доминирующее положение на рынке услуг по управлению многоквартирными домами, расположенными по конкретному адресу в границах расположения общего имущества конкретного многоквартирного жилого дома в пгт <...> района Кировской области, в отношении домов, находящихся в его управлении с долей 100%.
Часть 1 ст. 10 Закона РФ "О защите конкуренции" запрещает действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Таким образом, ОМУП "У" нарушило требования ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" действиями, выразившимися в необоснованном взимании в период с сентября 2012 года по 30 сентября 2013 года платы за услуги по опломбировке водосчетчиков.
Указанные действия ущемляли интересы граждан, которые вынуждены были оплачивать услуги опломбировки с приборов учета при вводе их в эксплуатацию вопреки требованиям действующего законодательства, предусматривающего обязанность исполнителя коммунальных услуг осуществлять ввод приборов учета в эксплуатацию и их опломбировку на безвозмездной основе.
Статья 10 ГК РФ не допускает использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.
Перечисленные действия ОМУП "У" не соответствуют признакам допустимости, установленным ч. 1 ст. 13 Федерального закона "О защите конкуренции", поскольку данными действиями к гражданам предъявляется необоснованное требование об оплате услуг, взимание платы за которые не предусмотрено действующим законодательством.
Частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ предусмотрено, что совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом, за исключением субъекта естественной монополии, действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если такие действия приводят или могут привести к ущемлению интересов других лиц и при этом результатом таких действий не является и не может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до одного миллиона рублей.
Вместе с тем в результате вышеуказанного нарушения ОМУП "У" получило доход (денежные средства, поступившие от граждан за оказание услуг по регистрации и опломбировке приборов учета).
Общая сумма дохода, полученного в результате нарушения антимонопольного законодательства, составила 18320 рублей.
В соответствии с пп. "к" п. 2 ч. 1 ст. 23 Федерального закона "О защите конкуренции" антимонопольный орган осуществляет полномочие по выдаче в случаях, указанных в настоящем Федеральном законе, хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства.
С учетом изложенного, руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия

решила:

1. Признать в действиях ОМУП "У" факт нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в необоснованном взимании в период с 5 сентября 2012 года по 30 сентября 2013 года платы за услуги по опломбировке индивидуальных приборов учета воды, что имеет (может иметь) своим результатом ущемление интересов граждан, оплативших данную услугу.
2. Выдать ОМУП "У" предписание о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства, а именно дохода в размере 18320 (восемнадцать тысяч триста двадцать) рублей, полученного от владельцев помещений, расположенных в жилых многоквартирных домах, находящихся под управлением предприятия, за опломбировку индивидуальных приборов учета воды.

Председатель Комиссии
М.Л.НИКОНОВА

Члены Комиссии
Г.Ш.ГОЛОВИНА
А.Н.ЦЕЛИЩЕВ
А.В.КОЛЕСНИК

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.


------------------------------------------------------------------