По датам

2011

2012

2013

2014

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Решение Шабалинского районного суда Кировской области от 29.04.2014 по делу N 2-2/81/2014 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующими пункта 4.3 и абзаца 1 пункта 5.4 Положения о размере и условиях оплаты труда муниципальных служащих органов местного самоуправления муниципального образования Свечинский муниципальный район, утв. решением Свечинской районной Думы Кировской области от 05.10.2012 N 22/161>



ШАБАЛИНСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 29 апреля 2014 г. по делу № 2-2/81/2014

Шабалинский районный суд Кировской области в составе председательствующего судьи Бисерова В.Ю., при секретаре Л., с участием представителя Кировской областной прокуратуры прокурора Свечинского района Кировской области Галкина О.В., заинтересованного лица представителя Свечинской районной Думы Кировской области по доверенности С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению первого заместителя прокурора Кировской области о признании противоречащим федеральному законодательству Положения о размере и условиях оплаты труда муниципальных служащих органов местного самоуправления муниципального образования Свечинский муниципальный район, утвержденного решением Свечинской районной Думы Кировской области от 05.10.2012 № 22/161,

установил:

Первый заместитель прокурора Кировской области обратился в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству Положения о размере и условиях оплаты труда муниципальных служащих органов местного самоуправления муниципального образования Свечинский муниципальный район, утвержденного решением Свечинской районной Думы Кировской области от 05.10.2012 № 22/161, указывая, что данное решение опубликовано в Информационном бюллетене органов местного самоуправления Свечинского района Кировской области от 11.10.2012 № 17/128 и является действующим. Пункт 4.3 и абзац 1 пункта 5.4 Положения противоречат федеральному законодательству в нарушение ст. 22 ФЗ от 02.03.2007 № 25-ФЗ "О муниципальной службе в РФ", ст. 22 Закона Кировской области от 08.10.2007 № 171-ЗО "О муниципальной службе в Кировской области", п. п. 3, 9 постановления Правительства Кировской области от 12.04.2011 № 98/120, а именно: не определяют конкретного размера ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия муниципальной службы и ежемесячного денежного поощрения по соответствующей должности муниципальной службы, а устанавливают максимальную границу надбавки, которая в действительности может быть установлена в размере от нуля рублей. Пунктом 5.4 Положения в нарушение ч. 2 ст. 22 ФЗ от 02.03.2007 № 25-ФЗ и ч. 2 ст. 22 Закона Кировской области от 08.10.2007 № 171-ЗО определено, что размер ежемесячного денежного поощрения конкретному муниципальному служащему устанавливается распоряжением (приказом) главы района для муниципальных служащих аппарата районной Думы, Контрольно-счетной комиссии района, главы администрации района - для муниципальных служащих администрации района, руководителя отраслевого органа администрации района - для муниципальных служащих отраслевого органа администрации района. Вышеизложенное свидетельствует о наличии в Положении коррупциогенных факторов, связанных с широтой дискреционных полномочий, предусмотренных пп. "а" п. 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы НПА и проектов НПА, утвержденной постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 № 96, поскольку делегированное главе района, главе администрации района и руководителю отраслевого органа право установления размера ежемесячного денежного поощрения позволяет им субъективно подходить к определению размера ежемесячного денежного поощрения конкретному муниципальному служащему, чем нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц на справедливую оплату труда исходя из категории занимаемой муниципальным служащим должности, стажа и интенсивности его работы. 11.02.2014 на вышеуказанное Положение первым заместителем прокурора области был принесен протест, однако письмом главы Свечинского района от 27.02.2014 протест отклонен. Просит признать п. 4.3 и абзац 1 п. 5.4 Положения о размере и условиях оплаты труда муниципальных служащих органов местного самоуправления муниципального образования Свечинский муниципальный район, утвержденного решением Свечинской районной Думы Кировской области от 05.10.2012 № 22/161, противоречащим федеральному законодательству.
В судебном заседании прокурор заявление поддержал, считая, что оспариваемые пункты Положения не соответствуют федеральному закону в части передачи представительным органом полномочий главе района, главе администрации и руководителю отраслевого органа права по установлению конкретного размера надбавок для конкретных работников.
Представитель заинтересованного лица Свечинской районной Думы по доверенности С. с заявлением прокурора не согласился, считает, что ежемесячное денежное поощрение и надбавки за особые условия труда являются доплатами стимулирующего характера и выплачиваются в целях материальной заинтересованности, развития инициативы, улучшения качества работы, способствуют укреплению дисциплины. Нормы законодательства каких-либо указаний по определению конкретных размеров доплат конкретным работникам не содержат. Конкретный размер ежемесячного денежного поощрения для каждого муниципального служащего устанавливается комиссией по итогам работы за месяц. Конкретный размер ежемесячной доплаты за особые условия работы устанавливается при приеме на работу работодателем и в дальнейшем изменяется в соответствии с трудовым законодательством.
Изучив материалы дела, заслушав прокурора, представителя заинтересованного лица, суд приходит к следующим выводам:
В соответствии со статьями 251, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судом рассматриваются заявления о признании нормативных правовых актов противоречащими полностью или в части федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу.
Решением Свечинской районной Думы Кировской области от 05.10.2012 № 22/161 утверждено Положение о размере и условиях оплаты труда муниципальных служащих органов местного самоуправления муниципального образования Свечинский муниципальный район.
Согласно п. 4.3 указанного Положения ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия муниципальной службы устанавливается в размерах:
по высшим должностям - до 200 процентов должностного оклада;
по главным должностям - до 150 процентов должностного оклада;
по ведущим должностям - до 120 процентов должностного оклада;
по старшим должностям - до 90 процентов должностного оклада;
по младшим должностям - до 60 процентов должностного оклада.
Согласно абзацу первому пункта 5.4 Положения размер ежемесячного денежного поощрения конкретному муниципальному служащему устанавливается распоряжением (приказом) главы района для муниципальных служащих аппарата районной Думы, Контрольно-счетной комиссии района, главы администрации района - для муниципальных служащих администрации района, руководителя отраслевого органа администрации района - для муниципальных служащих отраслевого органа администрации района в соответствии с решением комиссии до 150 процентов оклада денежного содержания в пределах установленного фонда оплаты труда.
Данное Положение опубликовано в Информационном бюллетене органов местного самоуправления Свечинского района Кировской области от 11.10.2012 № 17/128 и является действующим.
В порядке ст. 23 ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации" 11.02.2014 на вышеуказанное Положение первым заместителем прокурора области был принесен протест.
Письмом главы Свечинского района Кировской области от 27.02.2014 протест был отклонен.
В соответствии с частью 1 статьи 249 ГПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, и его законности возлагается на орган или должностное лицо, принявшие оспариваемый акт.
Согласно разъяснениям, данным в п. п. 24, 25 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 № 48 суду следует проверить, соответствует ли содержание акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, проверяя содержание оспариваемого акта или его части, необходимо также выяснить, является ли оно определенным.
Согласно ст. 3 Федерального закона № 25-ФЗ от 02.03.2007 "О муниципальной службе в Российской Федерации" и ст. 11 Трудового кодекса РФ на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ о муниципальной службе.
Согласно ст. 132 Трудового кодекса РФ заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда.
В соответствии со статьями 129, 135 Трудового кодекса РФ в систему оплаты труда входят доплаты и надбавки стимулирующего характера, которые устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Исходя из положений ст. 22 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, определяемых законом субъекта Российской Федерации.
Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 22 Закона Кировской области от 08.10.2007 № 171-ЗО "О муниципальной службе в Кировской области" (в редакции Закона Кировской области от 09.12.2013 № 357-ЗО) органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются по соответствующей должности муниципальной службы муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Кировской области.
При этом в указанной статье определено, что к ежемесячным выплатам относятся в том числе ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия муниципальной службы, ежемесячное денежное поощрение.
Постановлением Правительства Кировской области от 12.04.2011 № 98/120 "О расходах на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, учитываемых при установлении нормативов формирования расходов на содержание органов местного самоуправления муниципальных образований Кировской области" определены составные части расходов на оплату труда муниципальных служащих и установлены их максимальные размеры.
Так, по пункту 3.2.3 ежемесячная надбавка за особые условия муниципальной службы составляет по высшим должностям - до 200 процентов должностного оклада; по главным должностям - до 150 процентов должностного оклада; по ведущим должностям - до 120 процентов должностного оклада; по старшим должностям - до 90 процентов должностного оклада; по младшим должностям - до 60 процентов должностного оклада.
Пунктом 3.2.4 ежемесячное денежное поощрение установлено в размере до 150 процентов должностного оклада.
Пунктом 6 постановления предусматриваются средства для выплаты в расчете на год.
Пунктом 9 постановления органам местного самоуправления рекомендовано руководствоваться данным постановлением.
Таким образом, федеральным и областным законами установлено, что органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих.
При этом к компетенции представительного органа отнесено установление размера и порядка осуществления выплат в пределах фондов оплаты труда с учетом нормативов расходов, установленных постановлением Правительства Кировской области от 12.04.2011 № 98/120.
В то же время условия оплаты труда муниципальных служащих могут устанавливаться в соответствии со ст. 34 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", главой 4 Устава Свечинского района также и иными органами местного самоуправления: главой муниципального района, администрацией муниципального района, руководителем контрольно-счетной комиссии.
С учетом изложенного суд приходит к убеждению, что в пределах данной компетенции Свечинской районной Думой были установлены размеры ежемесячной надбавки за особые условия труда и ежемесячного денежного поощрения и порядок осуществления этих выплат, в том числе установлены размеры ежемесячных стимулирующих надбавок от нуля рублей, что не свидетельствует об ущемлении прав муниципальных служащих на справедливую оплату труда.
По мнению прокурора, делегирование представительным органом главе района, главе администрации, руководителю отраслевого органа права установления размера ЕДП является коррупциогенным фактором, связанным с широтой дискреционных полномочий, предусмотренных пп. "а" п. 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2010 г. № 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", поскольку предоставляет указанным должностным лицам субъективно подходить к определению размера ЕДП, тем самым нарушать права и интересы работников на справедливую оплату труда, исходя из категории занимаемой муниципальным служащим должности, стажа и интенсивности работы.
Однако суд не находит в указанном Положении коррупциогенного фактора и противоречий действующему законодательству.
Так, в п. п. 4.1, 4.2, 4.4 Положения указаны критерии выплаты надбавки за особые условия муниципальной службы в зависимости от сложности и напряженности в работе, выполнения работы особой важности, и устанавливаются распоряжением (приказом) руководителя органа местного самоуправления.
В п. 5.1 Положения также указано, что ежемесячное денежное поощрение выплачивается в целях использования фактора материальной заинтересованности, развития инициативы, улучшения качества работы, укрепления служебной и трудовой дисциплины.
Указание в Положении о праве руководителя органа местного самоуправления установления конкретного размера надбавки для конкретного муниципального служащего, а также установления условий этих выплат не противоречит Федеральному закону о муниципальной службе, Закону Кировской области и постановлению Правительства Кировской области от 12.04.2011 № 98/120, поскольку, как указано выше, данные нормативные правовые акты не содержат обязательных требований об установлении представительным органом местного самоуправления конкретного размера ежемесячных надбавок для каждой должности муниципальной службы.
Таким образом, Свечинской районной Думой установлены условия и основания для принятия решений по выплате ежемесячных надбавок муниципальным служащим, установлены соответствующие размеры этих надбавок. Руководителям органов местного самоуправления предоставлено право установления условий оплаты труда муниципальных служащих. Какой-либо неопределенности оспариваемые пункты Положения не вызывают, не противоречат федеральному законодательству. Порядок определения указанных выплат принят в интересах муниципальных служащих в целях получения ими справедливой оплаты труда. В связи с чем суд приходит к выводу об отсутствии элемента коррупциогенности - широты дискреционных полномочий, на которую ссылается прокурор.
Поэтому требования прокурора не подлежат удовлетворению.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 198, 251 - 258 ГПК РФ, суд

решил:

Отказать в удовлетворении заявления первого заместителя прокурора Кировской области о признании противоречащими федеральному законодательству п. 4.3 и абзаца 1 п. 5.4 Положения о размере и условиях оплаты труда муниципальных служащих органов местного самоуправления муниципального образования Свечинский муниципальный район, утвержденного решением Свечинской районной Думы Кировской области от 05.10.2012 № 22/161.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кировский областной суд с подачей жалобы через Шабалинский районный суд Кировской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья
В.Ю.БИСЕРОВ


------------------------------------------------------------------